WP_Post::__set_state(array( 'ID' => 7289, 'post_author' => '1', 'post_date' => '2021-01-22 13:24:57', 'post_date_gmt' => '2021-01-22 13:24:57', 'post_content' => '

Ракетный крейсер «Слава» известен всему миру…

 (посвящается 30-летию со дня подъема Военно-морского флага СССР на ракетном крейсере "Слава")

 

30 января 1983 года в акватории Николаевского судостроительного завода им. 61 Коммунара торжественно был поднят Военно-морской флаг СССР на ракетном крейсере "Слава", который стал пятым кораблем в истории русского флота, носящем это имя… Боевой флаг предыдущего крейсера "Слава" был передан новому кораблю и поднят последним его командиром - контр-адмиралом Н. Б. Мясоедовым.

 

 Корабли с именем "Слава" вписали немало ярких страниц в историю Российского флота.

В июне 1770 года, когда Россия вела борьбу за выход к южным морям, в боевом составе сил русской эскадры в Средиземном море находился 16-пушечный фрегат "Слава". Во время знаменитого Чесменского сражения фрегат "Слава" встретил отряд турецких судов из 13 единиц. Вступив с ними в бой, фрегат потопил два корабля, четыре сжег, три взял призом, а затем дерзким десантом экипаж высадился на берег и захватил вражескую батарею. Так было положено начало героической родословной кораблей с этим названием.

Через 18 лет, во время войны России со Швецией (1788-1790 гг.), в Эландском, а затем в Ревельском морских сражениях отличился другой - 38-пушечный фрегат "Слава" Балтийского флота.

В 1917 году во время Моонзундской операции в сражении с превосходящими силами противника, прорывающегося в Финский залив, броненосный линкор "Слава" Балтийского флота получил повреждения и был затоплен командой прямо у входа в Моонзундский канал. Тем самым путь на революционный Петроград для противника был закрыт. Это был подвиг сродни легендарному "Варягу". Бой линкора "Слава" с немецкими кораблями замечательно изложен в книге "Моонзунд" писателем-маринистом В. С. Пикулем.

За неделю до начала Великой Отечественной войны в составе Черноморского флота появился крейсер, который тоже впоследствии получил название "Слава". По своим габаритам он был самым длинным кораблем на Черноморском флоте. Во время боевых действий ему торпедой оторвало... 27 метров кормы. Однако корабль при этом не потерял живучести и своим ходом смог дойти до Новороссийска. Спустя некоторое время "Слава" снова была в боевом строю и закончил крейсер свой боевой путь в 1967 году.

Пятая "Слава" спроектирована Северным производственно-конструкторским бюро во главе с главным конструктором лауреатом Государственной премии Валентином Ивановичем Мутихиным. Ракетный крейсер "Слава" относился к кораблям третьего поколения. Он был заложен на стапеле судостроительного завода в Николаеве 5 ноября 1976 г., а спущен на воду 27 июля 1979 года. В этот год я уже командовал гвардейским большим противолодочным кораблем "Сообразительный", который проходил ремонт в заводе, и мне непосредственно вместе с экипажем пришлось обеспечивать спуск "Славы" на воду. Я тогда и не предполагал, что судьба моя на многие годы будет связана с этим крейсером. В декабре 1982 года успешно прошли заводские и государственные испытания корабля. На момент поднятия на нем Военно-морского флага он являлся не просто флагманом, но и лучшим крейсером мира по своим боевым возможностям и по количеству вооружения на тонну водоизмещения. Интерес к "Славе" был настолько велик, что в первый же его выход в Средиземное море в 1983 году над ним постоянно "висела" авиация различных государств. За неполные три месяца плавания иностранцы совершили 930 облетов корабля.

Внешний вид советского ракетного крейсера и скрытая в нем мощь настолько впечатляли даже видавших виды военных моряков, что, когда "Слава", например, повстречалась с английским авианосцем "Инвинсибл", с последнего был передан семафор: "Восхищен. Командир".

Однако новым кораблем восхищались не только за рубежом. Уже в первом походе по достоинству его смогли оценить в первую очередь моряки, служившие на нем. Первая такая возможность представилась во время перехода корабля на Северный флот. В Бискайском заливе корабельная группа попала в полосу жестокого шторма. Ни один из кораблей сопровождения не смог противостоять ему, поэтому они были вынуждены идти ближе к берегу. "Слава" же будучи головным кораблем, продолжила свой путь как ни в чем не бывало.

Высокие ходовые качества этот корабль продемонстрировал и три года спустя, в 1986 году, когда по тревоге был отправлен в район Ливии, где к тому времени сложилась нестабильная военно-политическая обстановка. 37 суток крейсер непрерывно находился на ходу в самых сложных погодных условиях, выполняя задачи по одновременному слежению за двумя авианосными ударными группами ВМС США.

Крейсер представлял собой и достаточно серьезного боевого противника, так как был оснащен самыми современными на тот момент видами вооружения. Об уровне установленного на его борту оружия говорил хотя бы тот факт, что еще 30 лет назад этот корабль уже был оснащен тремя (!) космическими системами: связи, разведки и целеуказания, навигации, чем даже на сегодняшний день может похвастать далеко не каждый более современный корабль.

В составе его экипажа, состоящего, между прочим, ни много ни мало из 550 человек, каждый четвертый является представителем офицерско-мичманского состава. Матросы срочной службы выполняли в большей части операторскую работу, а примерно каждый пятый из них для того, чтобы справиться с возложенной на него задачей, должен был пройти специальный курс обучения.

В том же 1983 году, когда над "Славой" был поднят военно-морской флаг, этот корабль совместно с атомным крейсером "Киров" и тяжелым авианесущим крейсером «Киев» впервые в истории Советского Военно-Морского флота принял участие в учениях на Северном флоте по отражению атаки пяти крылатых ракет одновременно. При этом экипажу ракетного крейсера "Слава" удалось не просто поразить воздушные цели, но сделать это еще и лучше других.

Уже в 1984 году "Слава" становится отличным кораблем в Военно-Морском флоте СССР. А год спустя Главнокомандующий Военно-Морским флотом адмирал флота В.Н. Чернавин вручил лично мне, тогда еще капитану 2-го ранга, вымпел Министра Обороны СССР "За мужество и воинскую доблесть, проявленные в морских походах и учениях в 1985 году». По завершению 1985 года приказом Министра Обороны СССР ракетный крейсер «Слава» был занесен на Доску Почёта Министерства Обороны СССР, которая находилась в Москве в Центральном музее ВС СССР. Кроме этого, крейсер в 1984-1985 гг. был инициатором социалистического соревнования в Военно-Морском Флоте СССР, а это было в то время очень почётно.

За неполные семь лет, что корабль находился в составе боевых сил Черноморского флота до постановки его в завод, экипаж провел долгих 20 месяцев в дальних походах. Случались годы, как, например, 1986-й, когда офицеры корабля ночевали на берегу всего 18 раз!

Но, пожалуй, самой почетной и исторической миссией, которую пришлось выполнить ракетному крейсеру "Слава", являлось его участие в обеспечении встречи президентов - США Д. Буша и СССР М. Горбачева - на о. Мальта. По ее окончании Джордж Буш высказал в телеграмме на имя Министерства иностранных дел в Москве свое восхищение "Славой". Успешное выполнение этой задачи принесло крейсеру мировую известность.

В августе 1990 года ракетный крейсер "Слава" принял участие в Ялтинской международной конференции по выявлению и контролю за ядерным оружием, находящимся на борту боевых кораблей по личному указанию М. С. Горбачева. В эти дни на крейсере побывало множество ученых с мировым именем, а также представители военно-морских сил многих стран.

17 декабря 1990 года крейсер "Слава" своим ходом вошел в акваторию родного завода в Николаеве для планового ремонта. Тысячи заводчан торжественно встречали корабль - гордость завода. И никто тогда еще не предполагал, что совершившийся вскоре развал СССР, длительная неопределенность участи Черноморского флота, хронические неплатежи могли бы поставить крест на судьбе "Славы", а ремонт корабля затянется на долгие десять лет… И только 12 июня 1997 года на корабле был поднят Андреевский Военно-морской флаг Российской Федерации. Все предыдущие годы крейсер нес службу в заводе им. 61 Коммунара в г. Николаеве под флагом ВМФ СССР! Хотя украинские адмиралы пытались склонить экипаж переприсягнуть Украине и поднять желто-голубой флаг, но члены экипажа всегда помнили, что они - "Славяне".

Вот и вспомнились мне слова нашего корабельного поэта, мичмана Василия Кравченко:

Да, были дальние походы,
Не дни прошли, промчались годы,
Остались за кормой.
А нынче я ушел на берег.
Но вот надолго ли? Не верю -
Уже я чувствую потерю,
Где славный крейсер мой?
Нам у причала гнить никак нельзя.
В походах дальних все мы знаем толк.
У нас одна суровая стезя - Уйти в моря
и выполнить свой долг.
Почти три века  флоту россиян,
Никто три этих века не сотрет.
Нас ждет еще великий океан.
Да будешь вечен ты, Российский флот!

Но вернемся ко времени ремонта крейсера на заводе. Денег для окончания ремонта не хватало, и эту проблему взялся решить мэр г. Москвы Ю. М. Лужков. 16 мая 1995 года крейсеру "Слава" присвоили новое имя - "Москва". И вскоре на ремонт "Москвы" были выделены необходимые значительные средства. Дальше финансовая поддержка стала постоянной и возрастающей.

19 июня 1999 году крейсер покинул, наконец, акваторию завода в Николаеве и 21 июня прибыл в Севастополь. В апреле 2000 года уже гвардейский РКР «Москва» вышел в море на ходовые испытания. Так начался новый этап боевой жизни корабля. За прошедшие годы крейсер выполнял задачи боевой службы в водах Атлантического, Индийского, Тихого океанов, побывал в портах многих стран. На борту гвардейского РКР «Москва» побывали Президенты Российской Федерации В.В. Путин и Д.А. Медведев. И сегодня, на исходе 2012 года, крейсер «Москва» находится у берегов Сирии, там, где новое обострение военно-политической обстановки на Ближнем Востоке…

В жизни "Славы" был замечательный многолетний период шефских связей и яркой дружбы с Арзамасским приборостроительным объединением, сыгравшим большую роль в патриотическом воспитании экипажа. Генеральный директор завода - Павел Иванович Пландин и его прекрасные помощники В. П. Пучков, Н. М. Акутин, Н. А. Живов, С. Т. Метла, В. В. Просвирнин сделали наши шефские связи показательными в СССР, а моряки, приезжавшие в Арзамас после увольнения, до сих пор там живут, трудятся и называют их "Славяне". Организатором этих шефских связей был адмирал Сорокин Алексей Иванович - заместитель начальника Главного политуправления СА и ВМФ СССР. Он был родом из Арзамаса и большим другом Пландина П.И.

Многое изменилось за эти годы, но у меня в памяти стоит незабываемая картина - в ноябре 1986 года "Слава" у причала в Пирее в Греции, а палуба его засыпана красными гвоздиками… Это был триумф нашей страны, Военно-Морского флота, поклонение гению конструкторов, ученых, инженеров, рабочих - всем тем, чьи руки и ум создали "Славу". А героями были офицеры, мичманы, матросы, которые освоили новейшую боевую технику и вывели крейсер в Мировой океан. Вспомним их имена. Это: главный конструктор, Герой Социалистического Труда В. И. Мутихин; ответственный сдатчик крейсера М. Г. Жело; командир электромеханической боевой части капитан 2-го ранга В. Фененко; командир ракетно-артиллерийской боевой части капитан 2-го ранга Н. Манчевский; командир крейсера капитан 1-го ранга В. О. Москаленко (за освоение нового крейсера он был удостоен звания лауреата Государственной премии); заместитель по политчасти капитан 2-го ранга А. К. Чебыкин; капитан 2-го ранга В. Коновал, старший лейтенант В. Макеев, капитан-лейтенант Ю. Нестеров, капитан-лейтенант Туманов С.Л., старший лейтенант В. Климентов, старший лейтенант В. Сергеев, капитан-лейтенант Б. Байшуканов; мичманы М. Цыганюк, П. Влас, Р. Островский, М. Геплюк; старшина 1-й статьи К. Гнездилов; старшины 2-й статьи В. Усович, А. Лялин; матросы А. Иванов, С. Пастухов, Е. Лесников… Их, а также всех, кто служил на этом крейсере, объединяет одно имя - "Слава". Прошло тридцать лет, но ветераны «Славы» помнят этот день рождения крейсера, и от всей души хочется сказать огромное спасибо всем офицерам, мичманам, матросам, строителям и рабочим завода за их самоотверженный труд и службу, благодаря которым и был создан наш знаменитый ракетный крейсер «Слава - Москва»!

Судьба разбросала "Славян" по всей России. И все же, несмотря ни на что, хочется верить, что даром ничего не проходит, и у руля российской государственности вновь появятся люди, способные с полной ответственностью и основанием заявить, что, как завещал Петр Великий: "Там, где поднят Российский флаг, он не будет спущен никогда!".

Честь имею!

 

    Капитан 1-го ранга Виктор Крикунов,
командир РКР "Слава" с 1984 по 1988 гг.,
Заслуженный специалист ВС СССР

 

', 'post_title' => 'О ракетном крейсере "Слава"', 'post_excerpt' => '', 'post_status' => 'publish', 'comment_status' => 'open', 'ping_status' => 'open', 'post_password' => '', 'post_name' => 'o-raketnom-kreysere-slava', 'to_ping' => '', 'pinged' => '', 'post_modified' => '2023-04-15 15:31:54', 'post_modified_gmt' => '2023-04-15 15:31:54', 'post_content_filtered' => '', 'post_parent' => 0, 'guid' => 'http://27272.ru/?p=7289', 'menu_order' => 0, 'post_type' => 'post', 'post_mime_type' => '', 'comment_count' => '0', 'filter' => 'raw', ))

Новосибирская областная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов (Областной совет ветеранов)

Общественно-информационный портал
22 января 2021 Просмотров: 3 051 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Размер шрифта: AAAA

О ракетном крейсере “Слава”

Ракетный крейсер «Слава» известен всему миру…

 (посвящается 30-летию со дня подъема Военно-морского флага СССР на ракетном крейсере “Слава”)

 

30 января 1983 года в акватории Николаевского судостроительного завода им. 61 Коммунара торжественно был поднят Военно-морской флаг СССР на ракетном крейсере “Слава”, который стал пятым кораблем в истории русского флота, носящем это имя… Боевой флаг предыдущего крейсера “Слава” был передан новому кораблю и поднят последним его командиром – контр-адмиралом Н. Б. Мясоедовым.

 

 Корабли с именем “Слава” вписали немало ярких страниц в историю Российского флота.

В июне 1770 года, когда Россия вела борьбу за выход к южным морям, в боевом составе сил русской эскадры в Средиземном море находился 16-пушечный фрегат “Слава”. Во время знаменитого Чесменского сражения фрегат “Слава” встретил отряд турецких судов из 13 единиц. Вступив с ними в бой, фрегат потопил два корабля, четыре сжег, три взял призом, а затем дерзким десантом экипаж высадился на берег и захватил вражескую батарею. Так было положено начало героической родословной кораблей с этим названием.

Через 18 лет, во время войны России со Швецией (1788-1790 гг.), в Эландском, а затем в Ревельском морских сражениях отличился другой – 38-пушечный фрегат “Слава” Балтийского флота.

В 1917 году во время Моонзундской операции в сражении с превосходящими силами противника, прорывающегося в Финский залив, броненосный линкор “Слава” Балтийского флота получил повреждения и был затоплен командой прямо у входа в Моонзундский канал. Тем самым путь на революционный Петроград для противника был закрыт. Это был подвиг сродни легендарному “Варягу”. Бой линкора “Слава” с немецкими кораблями замечательно изложен в книге “Моонзунд” писателем-маринистом В. С. Пикулем.

За неделю до начала Великой Отечественной войны в составе Черноморского флота появился крейсер, который тоже впоследствии получил название “Слава”. По своим габаритам он был самым длинным кораблем на Черноморском флоте. Во время боевых действий ему торпедой оторвало… 27 метров кормы. Однако корабль при этом не потерял живучести и своим ходом смог дойти до Новороссийска. Спустя некоторое время “Слава” снова была в боевом строю и закончил крейсер свой боевой путь в 1967 году.

Пятая “Слава” спроектирована Северным производственно-конструкторским бюро во главе с главным конструктором лауреатом Государственной премии Валентином Ивановичем Мутихиным. Ракетный крейсер “Слава” относился к кораблям третьего поколения. Он был заложен на стапеле судостроительного завода в Николаеве 5 ноября 1976 г., а спущен на воду 27 июля 1979 года. В этот год я уже командовал гвардейским большим противолодочным кораблем “Сообразительный”, который проходил ремонт в заводе, и мне непосредственно вместе с экипажем пришлось обеспечивать спуск “Славы” на воду. Я тогда и не предполагал, что судьба моя на многие годы будет связана с этим крейсером. В декабре 1982 года успешно прошли заводские и государственные испытания корабля. На момент поднятия на нем Военно-морского флага он являлся не просто флагманом, но и лучшим крейсером мира по своим боевым возможностям и по количеству вооружения на тонну водоизмещения. Интерес к “Славе” был настолько велик, что в первый же его выход в Средиземное море в 1983 году над ним постоянно “висела” авиация различных государств. За неполные три месяца плавания иностранцы совершили 930 облетов корабля.

Внешний вид советского ракетного крейсера и скрытая в нем мощь настолько впечатляли даже видавших виды военных моряков, что, когда “Слава”, например, повстречалась с английским авианосцем “Инвинсибл”, с последнего был передан семафор: “Восхищен. Командир”.

Однако новым кораблем восхищались не только за рубежом. Уже в первом походе по достоинству его смогли оценить в первую очередь моряки, служившие на нем. Первая такая возможность представилась во время перехода корабля на Северный флот. В Бискайском заливе корабельная группа попала в полосу жестокого шторма. Ни один из кораблей сопровождения не смог противостоять ему, поэтому они были вынуждены идти ближе к берегу. “Слава” же будучи головным кораблем, продолжила свой путь как ни в чем не бывало.

Высокие ходовые качества этот корабль продемонстрировал и три года спустя, в 1986 году, когда по тревоге был отправлен в район Ливии, где к тому времени сложилась нестабильная военно-политическая обстановка. 37 суток крейсер непрерывно находился на ходу в самых сложных погодных условиях, выполняя задачи по одновременному слежению за двумя авианосными ударными группами ВМС США.

Крейсер представлял собой и достаточно серьезного боевого противника, так как был оснащен самыми современными на тот момент видами вооружения. Об уровне установленного на его борту оружия говорил хотя бы тот факт, что еще 30 лет назад этот корабль уже был оснащен тремя (!) космическими системами: связи, разведки и целеуказания, навигации, чем даже на сегодняшний день может похвастать далеко не каждый более современный корабль.

В составе его экипажа, состоящего, между прочим, ни много ни мало из 550 человек, каждый четвертый является представителем офицерско-мичманского состава. Матросы срочной службы выполняли в большей части операторскую работу, а примерно каждый пятый из них для того, чтобы справиться с возложенной на него задачей, должен был пройти специальный курс обучения.

В том же 1983 году, когда над “Славой” был поднят военно-морской флаг, этот корабль совместно с атомным крейсером “Киров” и тяжелым авианесущим крейсером «Киев» впервые в истории Советского Военно-Морского флота принял участие в учениях на Северном флоте по отражению атаки пяти крылатых ракет одновременно. При этом экипажу ракетного крейсера “Слава” удалось не просто поразить воздушные цели, но сделать это еще и лучше других.

Уже в 1984 году “Слава” становится отличным кораблем в Военно-Морском флоте СССР. А год спустя Главнокомандующий Военно-Морским флотом адмирал флота В.Н. Чернавин вручил лично мне, тогда еще капитану 2-го ранга, вымпел Министра Обороны СССР “За мужество и воинскую доблесть, проявленные в морских походах и учениях в 1985 году». По завершению 1985 года приказом Министра Обороны СССР ракетный крейсер «Слава» был занесен на Доску Почёта Министерства Обороны СССР, которая находилась в Москве в Центральном музее ВС СССР. Кроме этого, крейсер в 1984-1985 гг. был инициатором социалистического соревнования в Военно-Морском Флоте СССР, а это было в то время очень почётно.

За неполные семь лет, что корабль находился в составе боевых сил Черноморского флота до постановки его в завод, экипаж провел долгих 20 месяцев в дальних походах. Случались годы, как, например, 1986-й, когда офицеры корабля ночевали на берегу всего 18 раз!

Но, пожалуй, самой почетной и исторической миссией, которую пришлось выполнить ракетному крейсеру “Слава”, являлось его участие в обеспечении встречи президентов – США Д. Буша и СССР М. Горбачева – на о. Мальта. По ее окончании Джордж Буш высказал в телеграмме на имя Министерства иностранных дел в Москве свое восхищение “Славой”. Успешное выполнение этой задачи принесло крейсеру мировую известность.

В августе 1990 года ракетный крейсер “Слава” принял участие в Ялтинской международной конференции по выявлению и контролю за ядерным оружием, находящимся на борту боевых кораблей по личному указанию М. С. Горбачева. В эти дни на крейсере побывало множество ученых с мировым именем, а также представители военно-морских сил многих стран.

17 декабря 1990 года крейсер “Слава” своим ходом вошел в акваторию родного завода в Николаеве для планового ремонта. Тысячи заводчан торжественно встречали корабль – гордость завода. И никто тогда еще не предполагал, что совершившийся вскоре развал СССР, длительная неопределенность участи Черноморского флота, хронические неплатежи могли бы поставить крест на судьбе “Славы”, а ремонт корабля затянется на долгие десять лет… И только 12 июня 1997 года на корабле был поднят Андреевский Военно-морской флаг Российской Федерации. Все предыдущие годы крейсер нес службу в заводе им. 61 Коммунара в г. Николаеве под флагом ВМФ СССР! Хотя украинские адмиралы пытались склонить экипаж переприсягнуть Украине и поднять желто-голубой флаг, но члены экипажа всегда помнили, что они – “Славяне”.

Вот и вспомнились мне слова нашего корабельного поэта, мичмана Василия Кравченко:

Да, были дальние походы,
Не дни прошли, промчались годы,
Остались за кормой.
А нынче я ушел на берег.
Но вот надолго ли? Не верю –
Уже я чувствую потерю,
Где славный крейсер мой?
Нам у причала гнить никак нельзя.
В походах дальних все мы знаем толк.
У нас одна суровая стезя – Уйти в моря
и выполнить свой долг.
Почти три века  флоту россиян,
Никто три этих века не сотрет.
Нас ждет еще великий океан.
Да будешь вечен ты, Российский флот!

Но вернемся ко времени ремонта крейсера на заводе. Денег для окончания ремонта не хватало, и эту проблему взялся решить мэр г. Москвы Ю. М. Лужков. 16 мая 1995 года крейсеру “Слава” присвоили новое имя – “Москва”. И вскоре на ремонт “Москвы” были выделены необходимые значительные средства. Дальше финансовая поддержка стала постоянной и возрастающей.

19 июня 1999 году крейсер покинул, наконец, акваторию завода в Николаеве и 21 июня прибыл в Севастополь. В апреле 2000 года уже гвардейский РКР «Москва» вышел в море на ходовые испытания. Так начался новый этап боевой жизни корабля. За прошедшие годы крейсер выполнял задачи боевой службы в водах Атлантического, Индийского, Тихого океанов, побывал в портах многих стран. На борту гвардейского РКР «Москва» побывали Президенты Российской Федерации В.В. Путин и Д.А. Медведев. И сегодня, на исходе 2012 года, крейсер «Москва» находится у берегов Сирии, там, где новое обострение военно-политической обстановки на Ближнем Востоке…

В жизни “Славы” был замечательный многолетний период шефских связей и яркой дружбы с Арзамасским приборостроительным объединением, сыгравшим большую роль в патриотическом воспитании экипажа. Генеральный директор завода – Павел Иванович Пландин и его прекрасные помощники В. П. Пучков, Н. М. Акутин, Н. А. Живов, С. Т. Метла, В. В. Просвирнин сделали наши шефские связи показательными в СССР, а моряки, приезжавшие в Арзамас после увольнения, до сих пор там живут, трудятся и называют их “Славяне”. Организатором этих шефских связей был адмирал Сорокин Алексей Иванович – заместитель начальника Главного политуправления СА и ВМФ СССР. Он был родом из Арзамаса и большим другом Пландина П.И.

Многое изменилось за эти годы, но у меня в памяти стоит незабываемая картина – в ноябре 1986 года “Слава” у причала в Пирее в Греции, а палуба его засыпана красными гвоздиками… Это был триумф нашей страны, Военно-Морского флота, поклонение гению конструкторов, ученых, инженеров, рабочих – всем тем, чьи руки и ум создали “Славу”. А героями были офицеры, мичманы, матросы, которые освоили новейшую боевую технику и вывели крейсер в Мировой океан. Вспомним их имена. Это: главный конструктор, Герой Социалистического Труда В. И. Мутихин; ответственный сдатчик крейсера М. Г. Жело; командир электромеханической боевой части капитан 2-го ранга В. Фененко; командир ракетно-артиллерийской боевой части капитан 2-го ранга Н. Манчевский; командир крейсера капитан 1-го ранга В. О. Москаленко (за освоение нового крейсера он был удостоен звания лауреата Государственной премии); заместитель по политчасти капитан 2-го ранга А. К. Чебыкин; капитан 2-го ранга В. Коновал, старший лейтенант В. Макеев, капитан-лейтенант Ю. Нестеров, капитан-лейтенант Туманов С.Л., старший лейтенант В. Климентов, старший лейтенант В. Сергеев, капитан-лейтенант Б. Байшуканов; мичманы М. Цыганюк, П. Влас, Р. Островский, М. Геплюк; старшина 1-й статьи К. Гнездилов; старшины 2-й статьи В. Усович, А. Лялин; матросы А. Иванов, С. Пастухов, Е. Лесников… Их, а также всех, кто служил на этом крейсере, объединяет одно имя – “Слава”. Прошло тридцать лет, но ветераны «Славы» помнят этот день рождения крейсера, и от всей души хочется сказать огромное спасибо всем офицерам, мичманам, матросам, строителям и рабочим завода за их самоотверженный труд и службу, благодаря которым и был создан наш знаменитый ракетный крейсер «Слава – Москва»!

Судьба разбросала “Славян” по всей России. И все же, несмотря ни на что, хочется верить, что даром ничего не проходит, и у руля российской государственности вновь появятся люди, способные с полной ответственностью и основанием заявить, что, как завещал Петр Великий: “Там, где поднят Российский флаг, он не будет спущен никогда!”.

Честь имею!

 

    Капитан 1-го ранга Виктор Крикунов,
командир РКР “Слава” с 1984 по 1988 гг.,
Заслуженный специалист ВС СССР

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *