WP_Post::__set_state(array( 'ID' => 15830, 'post_author' => '209', 'post_date' => '2018-09-03 17:52:12', 'post_date_gmt' => '2018-09-03 17:52:12', 'post_content' => '

Иркутск. Площадь им. С.М.Кирова

Валерий Викторович ИГНАТОВ, председатель Иркутского областного Совета ветеранов: 

"БУДЕМ РАДЫ, ЕСЛИ ВЫ, ОЗНАКОМИВШИСЬ С СОДЕРЖАНИЕМ ЭТОГО ИЗДАНИЯ, ПОЖЕЛАЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ  НАШ ОПЫТ В РАБОТЕ ВАШИХ ВЕТЕРАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ..."

                                             Дорогие друзья!

Мы сердечно приветствуем вас на земле Иркутской области, которой в прошлом году исполнилось 80 лет. Областная  ветеранская организация проводит большую и многогранную работу по повышению качества жизни и активному долголетию людей старшего поколения. В решении этих задач мы уделяем большое внимание  проекту по созданию системы непрерывного образования пенсионеров на основе модели Высшей народной школы (ВНШ), в реализации которого накоплен определенный опыт. В данном специальном выпуске «Иркутского ветеранского вестника» мы предлагаем набор нормативных материалов по этой тематике, методическое пособие, включая словарь основных понятий, связанных с деятельностью ВНШ, презентации и видеофильмы, отражающие семилетний опыт работы областного, городских, районных и отраслевых советов ветеранов области по реализации данного проекта.

Будем рады, если Вы, ознакомившись с содержанием этого издания, пожелаете использовать наш опыт в работе ваших ветеранских организаций.   Мы готовы к сотрудничеству с Вами по этим и другим направлениям работы ветеранских организаций и советов ветеранов.

Желаем Вам крепкого сибирского здоровья, активного ветеранского долголетия, счастья и благополучия!

Наша контактная информация:

Иркутский областной Совет ветеранов

Почтовый адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Свердлова, 38

Электронная почта:  irkveteran1@mail.ru

Сайт: irkveteran.ru

Анатолий Егорович ЛАВЫГИН,

заместитель председателя Иркутского областного совета ветеранов, кандидат исторических наук

О ВНЕДРЕНИИ ПРОЕКТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ВЕТЕРАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ ВЫСШИХ  НАРОДНЫХ ШКОЛ  И СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Иркутская областная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов – самая крупная  некоммерческая социально ориентированная организация в Иркутской области. В её состав входят 49 городских, районных и окружных ветеранских организаций в 42 муниципальных образованиях области. На добровольных началах в неё входят 18 областных отраслевых ветеранских организаций: образования, культуры, здравоохранения, ВСЖД, Ростелекома, Агропромышленного комплекса, ФСБ, Прокуратуры, МВД, ГУФСИН, МЧС, Союза ветеранов, участников боевых действий в Афганистане, ветеранов комсомола, ветеранов БАМа и других. В почти 1500 первичных ветеранских организациях состоит более 400 тысяч пенсионеров.

С  2011 года  Совет Иркутской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов проводит целенаправленную работу по созданию системы непрерывного образования пенсионеров на основе модели Высшей народной школы (ВНШ).  Заниматься  этой деятельностью нас вдохновил  пример ВНШ Восточно-Сибирской государственной Академии образования (ВСГАО, ныне Педагогический институт Иркутского государственного университета), созданной двумя годами ранее. Очевидцы утверждают, что в день открытия  этой школы в феврале 2009 года над Ангарой удивительным образом появилась радуга. Возглавили это замечательное дело кандидаты педагогических наук супруги Гордины - Ольга Васильевна и Александр Иннокентьевич, которые привлекли к работе со слушателями школы преподавателей и студентов вуза.  (Приложение № 1) Подобные Высшие народные школы работают примерно в 10 субъектах Российской Федерации в основном на базе высших учебных заведений, и занимаются в них более пяти тысяч человек. Координатором  деятельности ВНШ в России является  создатель Санкт-Петербургской Высшей народной школы Литвинова Нина Петровна – доктор экономических наук, профессор, проректор Института образования взрослых РАО, президент РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге».

Общероссийская общественная организация «Общество Знание» реализует проект по организации работы народных университетов, университетов «третьего возраста», университетов сеньоров, которые по содержанию деятельности очень близки с Высшими народными школами. Подобные университеты работают в 30 субъектах Российской Федерации, в них занято более 30 тысяч  человек. Народные университеты -  чисто российское явление.

Высшие народные школы имеют международный бренд. Первая ВНШ появилась в 1844 году в Дании, затем этот опыт получил признание в других странах Европы. Следует отметить, что в середине 19 века первые Высшие народные школы появились в России – в Санкт-Петербурге и Киеве, затем и в других городах. В 20 веке их деятельность прекратилась и возобновилась после 1991 года, хотя в незначительном объеме. Народные школы в Европе, в отличие от нас, поступательно развивались количественно и качественно. В европейских странах в современных условиях образование взрослых, в том числе пожилых людей, безработных, людей с ограниченными возможностями, серьезно финансируются государственными и муниципальными органами власти. Вопросы образования взрослых рассматривались даже на саммите Евросоюза в 2010 году.

Мы, в России, не можем похвастаться вниманием государства к вопросам  полнокровной жизни людей пенсионного возраста, достойными инвестициями бюджетного финансирования в решение задач повышения  качества жизни людей пожилого  возраста.  Приведённые ранее примеры участия в Высших народных школах  и народных университетах в количестве 35 тысяч человек на всю Россию свидетельствуют об этом красноречиво. Получение президентских грантов для общественных организаций в отличие от столичных субъектов РФ для  периферийных субъектов  весьма проблематично, а их выполнение сложно и трудоёмко.  Аналогичная ситуация по получению субсидий в субъектах Федерации для некоммерческих организаций  муниципальных образований.  В нашей области есть примеры участия благотворителей  в финансирования работы с пенсионерами, но они единичны.

Начиная проект по созданию системы непрерывного образования пенсионеров, сети Высших народных школ, мы учитывали эти обстоятельства. На прошедших в 2010 году отчетно-выборных собраниях в первичных ветеранских организациях, городских,  районных и областной конференциях ветераны  выразили озабоченность  недостаточностью работы по организации свободного времени, укреплению здоровья и содействия активному долголетию, развитию общественной активности, культурной и спортивной  деятельности пенсионеров. В тот период и сейчас   областной и территориальные  Советы ветеранов имеют мощный кадровый потенциал, располагающий большим производственным, общественным и жизненным опытом, а главное,  творческим подходом к порученному делу.

Итак, с 2011 года  в Иркутской области РЕАЛИЗУЕТСЯ замечательный проект по работе Высшей народной школы для пенсионеров. Учитывая опыт ВНШ Академии образования,  прекрасные отзывы пенсионеров в ней занимающихся, учитывая что  подобные образовательные подразделения у нас были, мы  подумали, что этот опыт  возможно использовать в  работе областной ветеранской организации. По поручению руководства областного Совета ветеранов три кандидата наук – автор этой работы, Гордина Ольга Васильевна – руководитель ВНШ ВСГАО и Терентьева Галина Николаевна – руководитель отдела Законодательного собрания Иркутской области (ныне председатель областного Женсовета и заместитель председателя общественной палаты Иркутской области)  разработали  «Концепцию создания системы непрерывного образования пенсионеров  Иркутской области  в рамках   модели   Высшей  народной  школы», которая была утверждена Президиумом областного Совета ветеранов. В данном  документе были сформулированы первичные представления о проекте, компонентах системы непрерывного образования пенсионеров. Известный на тот период  времени опыт работы ВНШ в концепции был адаптирован и совмещён со спецификой работы ветеранских организаций области.

Авторы концепции: Лавыгин А.Е., Гордина О.В.,Терентьева Г.Н.

На основе  этого документа, учитывающего специфические особенности функционирования  ВНШ в ветеранских организациях и строилась наша работа последующих четыре года. Лишь в марте 2015 года Президиум областного Совета ветеранов утвердил положение о Высших народных школах и народных университетах. Это было сделано осознанно, так как утверждение положения на начальной стадии проекта, по нашему мнению, значительно сковало бы инициативу городских, районных и первичных ветеранских организаций. И мы не ошиблись. Хотя проект начинался сверху, сегодняшние достижения, как количественные, так и качественные показатели в  его  реализации  – это результат действий снизу, инициативы и творчества ветеранских организаций и их социальных партнеров. (Концепция и положение в разделе «Нормативные документы»)

Как  отмечалось  ранее, начинали мы не на пустом месте. В ветеранских организациях работали творческие объединения, клубы по интересам, коллективы самодеятельного художественного творчества, группы оздоровительной гимнастики, группы компьютерной грамотности  и другие ветеранские объединения, которые в дальнейшем мы стали именовать образовательными структурами ВНШ. В 2011 году их было 600, и занималось в них  чуть более  12 тысяч    человек. Была поставлена задача – донести до ветеранского актива информацию о возможностях и преимуществах Высших народных школ, начать их реструктуризацию, т.е.  на добровольной основе перевод  их в состав ВНШ, и приведение их деятельности в соответствие с утвержденной  концепцией. Первый год проекта был представлен 241 образовательной структурой с числом обучающихся  3824 человека. Особо нас порадовало вхождение в состав ВНШ  коллективов, которые работали уже не один год и накопили немалый опыт работы. Это такие коллективы как группа здоровья «Надежда» г. Усолье-Сибирское (руководитель Попова Светлана Ивановна), творческое объединение «Тропою памяти» г. Усть-Кута (Пшенникова  Светлана Константиновна), Клуб «Вера, Надежда, Любовь» г. Усть-Илимска (Сабецкая Светлана Дмитриевна), воспитанники Ольги Васильевны Гординой – ВНШ СОШ -16 г. Усолье-Сибирское (Панькова Людмила Николаевна) и ВНШ Карымской СОШ Куйтунского района (Ващенко Нина Финогеновна). (Приложения №№  2 – 4)

В дальнейшем в состав ВНШ вошли не только оставшиеся имеющиеся структуры, но и благодаря усилиям ветеранского актива, проявившего творческий подход  к работе с ветеранами, новые школы и новые структуры.

Семилетний  срок функционирования ВНШ  в ветеранских организациях Иркутской области – срок небольшой, но  и немалый. Отмечу  некоторые позитивные результаты  реализации проекта.

Главным достоянием прошедших лет является стабильная тенденция развития, усвоения, овладения  идеей организации народных школ для пенсионеров ветеранским активом и пенсионерами, нашими социальными партнёрами – органами власти,  органами и учреждениями социальной сферы - культуры, физкультуры и спорта, образования и здравоохранения,  социальной защиты, пенсионного фонда. Установленный с начала реализации  проекта мониторинг его реализации позволяет сделать вывод об устойчивой тенденции роста сети ВНШ. Данные соответствуют началу учебного года, т.е. на 1 октября календарного года.

Динамика территориальных ветеранских организаций, включающихся в проект такова:

2011 год  -  18,  2012 год -  36, 2013 год  - 44. 2014 год – 46.  Начиная с 2015 года и по настоящее время  участниками проекта являются  все 49 территориальных ветеранских организаций. Включились в проект и отраслевые ветеранские организации – образования и здравоохранения, а с 2016 года – в рамках реализации федерального гранта в проекте приняли участие ещё 3 отраслевых ветеранских организации – ВСЖД, ПАО «Ростелеком», ГУФСИН,  а также общественные организации Министерства социального развития и попечительства, областного общества инвалидов, областного Женсовета, регионального отделения «Союза пенсионеров России»

 Динамика роста числа ветеранских объединений (образовательных структур) представлена следующим образом:

2011 год -  241, 2012год -  884, 2013 год—1645, 2014 год - 2119  , 2015 г. – 2467, 2016 год -  2807, 2017 год -  4294.

Рост числа пенсионеров, занимающихся в Высших народных школах территориальных и отраслевых ветеранских организаций выглядит так:

2011 год - 3824    , 2012 год – 17774, 2013 год -33036, 2014 год  - 40761, 2015 год -  47684,  2016 год –  57636. 2017 -2018 учебный год -  81025

Кроме того, по итогам 2016- 2017 учебного года (май 2017 года) в учреждениях соцзащиты в 234 образовательных структурах занимались 5081 человек, в отраслевых ветеранских организациях –  в  1305 образовательных  структурах обучалось 13021 человек. Всего в территориальных и отраслевых ветеранских организациях и учреждениях соц. зашиты в области  работает 5599 образовательных структур ВНШ, в которых обучается 94045 человек.

Прошедшие годы определили лидеров в этой новой и интересной работе. Это Братская, Ангарская, Нижнеудинская, Саянская, Усть-Илимская, Черемховская городские, Братская, Иркутская, Нижнеудинская, Тулунская, Усть-Кутская, Чунская, Шелеховская районные организации. Успешно работают ещё три десятка территориальных ветеранских организаций. (Приложения №№ 5 – 12)

Представляет интерес и удельный вес образовательных структур, работающих на базе различных организаций. Каждый год их соотношение было разным, на начало  2016-2017 учебного года это выглядит так:

Образовательные структуры при различных организациях (удельный вес к общему их числу):

Территориальных Советах ветеранов – 7,9%

Первичных ветеранских организациях – 27,0%

Учреждениях культуры – 24,2%

Учреждениях  образования – 9,1%

Учреждениях здравоохранения – 2,1%

Учреждениях физкультуры и спорта – 11,5%

Учреждениях соц. защиты – 1,2%

Других учреждениях – 7,0 %

Впервые за время мониторинга на начало 2017-2018 учебного года был проанализирован удельный вес Высших народных школ  работающих на базе различных организаций.

На начало  2017-2018 учебного года удельный вес Высших народных школ, работающих при территориальных  организациях выглядит так:

Территориальных Советах ветеранов –  7,6%

Первичных ветеранских организациях –  41,3 %

Учреждениях культуры –  21,4  %

Учреждениях  образования –  11,8 %

Учреждениях здравоохранения – 6,7  %

Учреждениях физкультуры и спорта – 8,5  %

Учреждениях соц. защиты –  3,8  %

Других учреждениях – 3,6%

Приведенные примеры свидетельствуют о том,  что на базе Советов ветеранов и первичных ветеранских организаций работает около половины Высших школ и  третья часть - образовательных структур ВНШ, а остальные  – на базе других организаций. Начиная проект, мы осознавали, что ресурсные возможности ветеранских организаций ограничены, но их можно и нужно активизировать по проведению обучения пенсионеров, а самое главное, они должны были   инициировать привлечение органов и учреждений социальной сферы  по проведению этой специфической работы с людьми старшего поколения. Мы нашли поддержку заместителя Правительства Иркутской области Вобликовой Валентины Феофановны по работе с областными министрами и заместителями мэров по социальным вопросам муниципальных образований. Благодаря этому областной Совет ветеранов заключил договора и соглашения «социального партнерства» по созданию и развитию сети Высших народных школ со всеми министерствами социального блока, а городские и районные Советы ветеранов – с соответствующими отделами, управлениями и департаментами муниципальных образований.

Вобликова Валентина Феофановна – заместитель Председателя

                            Правительства Иркутской области

В ходе  осуществления  проекта по ВНШ реализация основополагающей идеи «социального партнерства» дала двоякий эффект. Во-первых, достигнут заметный рост сети ВНШ за счет участия в нем органов и организаций социальной сферы. Во-вторых,  за эти годы  был сделан в рамках нашей области первый шаг по действенному  участию государственных органов в решении вопросов повышения качества  жизни людей пожилого возраста.

В отличии от нашего государства, у многих стран Евросоюза имеется соответствующая государственная политика, солидное финансирование работы с пенсионерами, безработными и людьми с ограниченными возможностями, большая сеть Высших народных школ и большой опыт их работы.

Мы пока не можем говорить о  значительном участии органов исполнительной и законодательной власти муниципальных образований области по финансированию этого важного аспекта работы с пенсионерами. Однако, это не фатально безнадёжная ситуация. В области имеется интересный и уникальный опыт(не только для области, но  и многих регионов России) – это опыт Иркутской мэрии (Бывший мэр – Кондрашов Виктор Иванович, и нынешний – Бердников Дмитрий Викторович). Начиная с 2009  года мэрия и городская Дума финансируют проект  «Старость в радость» В рамках  этого проекта  работают  курсы «Бабушка Он лайн», «Бабушка гламур», «Бабушка фитнес», Бабушка полиглот», « Рисунок с нуля». Только по одному из этих курсов в течение календарного года основами компьютерной грамотности овладевают около 5 тысяч пенсионеров. Городские власти финансируют деятельность клуба «Любимовка», в котором работают 37 коллективов художественного самодеятельного творчества, костяком которых являются пенсионеры. В летний период на сквере Кирова проходит финансируемая мэрией акция «Площадь талантов», в ходе которой проводятся для населения, в том числе и пенсионеров мастер-классы по  вилам искусств, фитнесу, изготовлению игрушек, роботов и других.  Несколько лет под патронажем мэрии в г. Иркутске проходит «Неделя неформального образования», в которой принимают сотни коллективов , деятельность которых сродни  ВНШ. Это мероприятие  пропагандирует деятельность коллективов на общественных началах по общественно значимой работе с населением, а следовательно, и с пенсионерами. Второй год по опыту иркутян, благодаря усилиям руководителя ВНШ, директора школы № 16 Паньковой Людмилы Николаевны (а ныне заместителя мэра города) в г. Усолье-Сибирское   проводятся «Дни неформального образования». В 2016 году в этих «Днях» приняли участие уже 60 коллективов. Опыт мэрии и Думы г. Иркутска подлежит обобщению и распространению среди других властных муниципальных структур области.

Об  этом издании (работе).  Я, как автор, затрудняюсь назвать жанр этого издания, скорее всего это электронно-мультимедийная книга, имеющая статус методического пособия. Руководствуясь   запросами нашего ветеранского актива, представляю на Ваш суд работу , в которой с позиций системного, комплексного подхода я попытался дать теоретическое, методологическое, расширенное толкование концепции непрерывного образования, положения о Высшей народной школе, того опыта, который  мы наработали в Иркутской области.  Сделана попытка определить понятийный аппарат, который  представлен в данной работе, а также представлен в концентрированной форме в  «СЛОВАРЕ основных понятий, связанных с деятельностью Высших народных школ (ВНШ) пенсионеров Иркутской области». В большинстве случаев понятия, приведённые в словаре являются авторскими, но не только, были использованы материалы других словарей и публикаций, а также порождены  семилетним опытом ветеранских организаций Иркутской области. Основные понятия, связанные с ВНШ, приведены в данной работе, но они в компактной форме представлены и в словаре, что позволит ветеранскому активу более оперативно пользоваться этим понятийным аппаратом. Следует иметь в виду, что то или иное понятие носит относительное значение, т.к. к примеру клуб по интересам, может быть и одновременно творческим объединением или коллективом самодеятельного художественного творчества. Мы имеем множество примеров, когда   например  члены группы здоровья в дальнейшем начинают заниматься декоративным творчеством, изучать основы компьютерной грамотности, учиться танцевать. Так к какому виду образовательной структуры их отнести? Оставить прежнее название, или переименовать? Это неважно и решать это будут сами слушатели. Важно то, что образовательные структуры ВНШ развиваются, содержание их обогащается, решается задача обеспечения непрерывности образования пенсионеров

Неотъемлемой частью этой работы являются многочисленные материалы конкретного опыта ветеранских организаций области, представленные в приложениях, и иллюстрирующие отдельные разделы и подразделы данной работы. Эти материалы представлены текстовыми описаниями, видеопрезентациями,  видеороликами и видеофильмами,  представленные в областной Совет ветеранов по итогам проводимых смотров – конкурсов в разные годы реализации этого проекта. Приложения по опыту работу могут использоваться как в контексте данной работы, так и отдельно – для знакомства ветеранского актива и обучения в «Школе ветеранского актива»

Использование материалов данной работы может осуществляться также многопланово. С содержанием данного издания можно с DVD-диска знакомиться на персональном компьютере или ноутбуке, текстовую часть книги, ил часть её, а также словарь можно распечатать и пользоваться твёрдой копией. Для знакомства актива и его обучения можно с помощью мультимедийного проектора использовать презентации и видеофильмы.

  1. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

СОЗДАНИЯ ВЫСШИХ НАРОДНЫХ ШКОЛ И СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Система непрерывного образования пенсионеров в Высших народных школах  Иркутской области  включает  в себя следующие компоненты (составные части):

-  Цели, задачи, основополагающие идеи;

-  Сеть, структура  Высших народных школ;

-  Образовательный процесс;

-  Организаторы образовательной деятельности и обучающиеся;

-  Ресурсное обеспечение;

- Управление  (руководство) школами и университетами, научно-методическое сопровождение, информационное обеспечение;

-  Народные университеты

 

Целями  Высших народных школ являются:

Целью проекта является повышение качества жизни людей пожилого возраста.  Другой целью является создание системы непрерывного образования пенсионеров, отвечающей требованиям системного подхода. Системный подход предполагает для достижения целостности и полноты процесса: определение составных частей (компонентов), обеспечение их взаимосвязи, работу  по воссозданию недостающих компонентов системы.

 

Задачи  Высших народных школ:

- удовлетворение индивидуальных  потребностей по повышению интеллектуального, общекультурного и образовательного уровня пенсионеров;

- развитие творческой, общественной, познавательной активности;

- преодоление одиночества, реализация возможности общения;

- укрепление здоровья и социального оптимизма, содействие активному долголетию;

- совершенствование обучения ветеранского актива, в том числе по практике работы Высших народных школ;

Основополагающие идеи:

- использование модели Высшей народной школы. Высшие народные школы являются представителями неформального образования. Их деятельность  не требует получения лицензии, они не проходят аттестацию и аккредитацию, по её результатам обучающимся не выдаётся документ государственного образца. Главным достоинством модели ВНШ  является гибкость  во всех аспектах их деятельности: программы  обучения не имеют каких-либо ограничений ни по тематике, ни по количеству учебных часов в течение учебного года.  Формы образовательных структур также произвольны, они могут именоваться школами, центрами, курсами, клубами, группами  и  т.д. Отсутствуют ограничения по составу обучающихся, наряду с ветеранами и пенсионерами занятия могут посещать люди предпенсионного возраста и более молодые,  а также их дети и внуки, молодежь  и учащиеся;

-«социального партнерства» - сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления, органами, учреждениями и организациями социальной сферы и других заинтересованных ведомств  по организации  работы с ветеранами и пенсионерами, в том числе по развитию сети Высших народных школ  на основе «договоров социального партнерства». Работа с пенсионерами присутствует в задачах этих организаций, однако уровень внимания к этой работе у них неодинаков, и зачастую незначителен. Поэтому привлечение органов и учреждений социальной сферы к работе с пенсионерами является важной составляющей успеха. В отличие от ветеранских эти организации имеют бюджетное финансирование, материальную базу и оплачиваемый кадровый потенциал. Практика реализации проекта по работе ВНШ в области показала, что в этих организациях существует 65 % от общего числа образовательных структур и числа занимающихся в них пенсионеров.

-создание системы непрерывного образования, обеспечивающей права людей на образование в течение всей жизни, в том числе и после выхода на пенсию, в соответствии с потребностями личности. Суть этой идеи заключатся в том, чтобы в результате целенаправленной, поэтапной и последовательной деятельности Советов ветеранов в каждом городе или районе, создать необходимую и достаточную сеть на базе различных организаций, пенсионеры (желающие и имеющие возможность) могли бы заниматься в творческих объединениях, клубах по интересам, коллективах самодеятельного художественного творчества, группах оздоровительной гимнастики и группах здоровья, лекториях, группах компьютерной и экономической грамотности в течение как текущего, так и последующих  годов. По нашим оценкам, сеть обеспечивающая непрерывность образования пенсионеров в Иркутской области должна проводить  обучение 100 -120 тысяч пенсионеров. Говоря другими словами, спрос и предложение на эти специфические социальные услуги для заинтересованной части пенсионеров должны уровняться.

Сложившаяся практика реализации проекта уже выработала некоторые варианты осуществления непрерывности образования пенсионеров.

До 2020 года в целях достижения задачи обеспечения непрерывности по- прежнему будет стоять задача наращивания сети школ и большего привлечения пенсионеров для обучения в них. Мы считаем, что в каждой территориальной организации занятость в ВНШ должна составлять 20-25% от числа людей пенсионного возраста за счет создания как новых образовательных структур, так и дополнительного привлечения пенсионеров в уже работающие структуры.

Деятельность Высших народных школ  в нашей области благодаря инициативе и творческому подходу организаторов народных школ дали весьма интересные примеры осуществления непрерывности, обусловленные не только простым наращиванием сети. Так, для школ в сельских  муниципальных поселениях правомерно использование опыта Карымской средней школы Куйтунского района, в которой непрерывность обеспечивается сменой образовательных структур год от года на основе запросов обучающихся в школе пенсионеров. За 8 лет своего существования в этой ВНШ слушатели прошли обучение более чем по 20 направлениям. (Руководитель  ВНШ, а ныне народного университета - директор Карымской школы, депутат районной Думы  Ващенко Нина Финогеновна)

(Приложение № 3)

Интересен опыт другой ВНШ -  народного университета  -  клуба «Надежда» г. Тайшета (руководитель Дранишникова  Светлана Николаевна)  Здесь непрерывность обеспечивается  за счет многопрофильной структуры клуба. Клуб работает по 10 направлениям, и у его участников не стоит вопрос чему они будут обучаться через 2, 4 года 5,7 лет. Созданная, как школа для ветеранов образования, в настоящее время в ней занимаются многие категории пенсионеров города. ( Приложение №  13 )

Заслуживает внимания опыт черемховцев по обеспечению непрерывности на базе одной ВНШ, который  представлен в известном в  ветеранском сообществе фильме «Супербабушки». Этот коллектив был создан как группа оздоровительной гимнастики. Затем по инициативе членов группы, они стали заниматься плаванием, тренироваться на тренажерах, заниматься художественным творчеством, биссероплетением, кулинарией, сбором грибов и ягод, организацией соревнований, вечеров отдыха, праздников не только в своём коллективе, но и  в городе. Т.е. речь идет о наращивании направлений деятельности в рамках одной образовательной структуры.  Приложение № 14  )

Ещё один пример удачного варианта осуществления непрерывности в образовании пенсионеров в рамках одного коллектива.  Это опыт творческого объединения «Тропою памяти»  Усть-Кутского районного Совета ветеранов (руководитель – Пшенникова Светлана Константиновна). Это объединение создано ещё до начала проекта по ВНШ, в его состав в разные годы входило от 300 до 400 человек, и не только пенсионеров, но и людей  разного возраста, в том числе и молодёжи. Сутью работы объединения является поисковая, краеведческая работа о своей «малой родине», ее прошлого, настоящего, будущего, замечательных людях своего края. Творческое объединение «Тропою памяти совместно со студией «Диалог» выпустили 16 фильмов по истории Усть-Кутского муниципального образования: об основании Усть-Кутского острога, о герое гражданской войны 1812 г. Харитонове М.Е., о пребывании шведов в Усть-Кутской волости, о гражданской войне в Усть-Кутской волости, об истории Усть-Кутского купечества, о пребывании декабриста В.М. Голицына в Киренске, о сользаводе, о создании Усть-Кутской комсомольской ячейки, о героическом труде в Великую Отечественную войну.  В феврале 2017г. состоялась презентация шестнадцатого фильма «Чтобы помнили», снятого творческим объединением «Тропою памяти». По сюжету, этот фильм — продолжение предыдущего «Сберечь от забвения», рассказывающего о воинах Первой мировой войны. Сценарий написан  Пшенниковой С.К. - бессменным режиссёром и оператором снова стал В. Чемоданов, а роли играли школьники и учителя девятой школы и жители города. Многие эпизоды фильма сняты по воспоминаниям очевидцев.

На основе краеведческого материала Пшенникова С.К. и её сподвижники установили в Усть-Куте 12 исторических памятников. В том числе, и участникам Первой мировой войны со всеми их фамилиями. Итогом работы в архиве загса стал памятник труженикам тыла. Пшенникова С.К. со своими учениками за три года установили все имена своих земляков, умерших от тяжёлой работы и голода во время войны. А 10 лет потребовалось для того, чтобы в архиве военкомата по похоронкам установить имена всех погибших на фронтах Великой Отечественной войны и установить стелу памяти павшим, на которой высечены 1027 фамилий.

Приведенные примеры обеспечения непрерывности в обучении пенсионеров следует взять на вооружение многим ветеранским организациям. Мы вправе ожидать от ветеранских организаций и других вариантов осуществления непрерывности в образовании пенсионеров.

', 'post_title' => 'ИЗУЧАЕМ ОПЫТ РАБОТЫ ВЕТЕРАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ВЫСШИЕ НАРОДНЫЕ ШКОЛЫ И СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ', 'post_excerpt' => '', 'post_status' => 'publish', 'comment_status' => 'open', 'ping_status' => 'open', 'post_password' => '', 'post_name' => 'izuchaem-opyt-raboty-veteranskikh-orga', 'to_ping' => '', 'pinged' => '', 'post_modified' => '2018-09-07 04:39:53', 'post_modified_gmt' => '2018-09-07 04:39:53', 'post_content_filtered' => '', 'post_parent' => 0, 'guid' => 'http://27272.ru/?p=15830', 'menu_order' => 0, 'post_type' => 'post', 'post_mime_type' => '', 'comment_count' => '1', 'filter' => 'raw', ))

Новосибирская областная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов (Областной совет ветеранов)

Общественно-информационный портал
03 сентября 2018 Просмотров: 1 660 Комментарии: 1
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Размер шрифта: AAAA

ИЗУЧАЕМ ОПЫТ РАБОТЫ ВЕТЕРАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ВЫСШИЕ НАРОДНЫЕ ШКОЛЫ И СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ

Иркутск. Площадь им. С.М.Кирова

Валерий Викторович ИГНАТОВ, председатель Иркутского областного Совета ветеранов: 

“БУДЕМ РАДЫ, ЕСЛИ ВЫ, ОЗНАКОМИВШИСЬ С СОДЕРЖАНИЕМ ЭТОГО ИЗДАНИЯ, ПОЖЕЛАЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ  НАШ ОПЫТ В РАБОТЕ ВАШИХ ВЕТЕРАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…”

                                             Дорогие друзья!

Мы сердечно приветствуем вас на земле Иркутской области, которой в прошлом году исполнилось 80 лет. Областная  ветеранская организация проводит большую и многогранную работу по повышению качества жизни и активному долголетию людей старшего поколения. В решении этих задач мы уделяем большое внимание  проекту по созданию системы непрерывного образования пенсионеров на основе модели Высшей народной школы (ВНШ), в реализации которого накоплен определенный опыт. В данном специальном выпуске «Иркутского ветеранского вестника» мы предлагаем набор нормативных материалов по этой тематике, методическое пособие, включая словарь основных понятий, связанных с деятельностью ВНШ, презентации и видеофильмы, отражающие семилетний опыт работы областного, городских, районных и отраслевых советов ветеранов области по реализации данного проекта.

Будем рады, если Вы, ознакомившись с содержанием этого издания, пожелаете использовать наш опыт в работе ваших ветеранских организаций.   Мы готовы к сотрудничеству с Вами по этим и другим направлениям работы ветеранских организаций и советов ветеранов.

Желаем Вам крепкого сибирского здоровья, активного ветеранского долголетия, счастья и благополучия!

Наша контактная информация:

Иркутский областной Совет ветеранов

Почтовый адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Свердлова, 38

Электронная почта:  irkveteran1@mail.ru

Сайт: irkveteran.ru

Анатолий Егорович ЛАВЫГИН,

заместитель председателя Иркутского областного совета ветеранов, кандидат исторических наук

О ВНЕДРЕНИИ ПРОЕКТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ВЕТЕРАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ ВЫСШИХ  НАРОДНЫХ ШКОЛ  И СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Иркутская областная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов – самая крупная  некоммерческая социально ориентированная организация в Иркутской области. В её состав входят 49 городских, районных и окружных ветеранских организаций в 42 муниципальных образованиях области. На добровольных началах в неё входят 18 областных отраслевых ветеранских организаций: образования, культуры, здравоохранения, ВСЖД, Ростелекома, Агропромышленного комплекса, ФСБ, Прокуратуры, МВД, ГУФСИН, МЧС, Союза ветеранов, участников боевых действий в Афганистане, ветеранов комсомола, ветеранов БАМа и других. В почти 1500 первичных ветеранских организациях состоит более 400 тысяч пенсионеров.

С  2011 года  Совет Иркутской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов проводит целенаправленную работу по созданию системы непрерывного образования пенсионеров на основе модели Высшей народной школы (ВНШ).  Заниматься  этой деятельностью нас вдохновил  пример ВНШ Восточно-Сибирской государственной Академии образования (ВСГАО, ныне Педагогический институт Иркутского государственного университета), созданной двумя годами ранее. Очевидцы утверждают, что в день открытия  этой школы в феврале 2009 года над Ангарой удивительным образом появилась радуга. Возглавили это замечательное дело кандидаты педагогических наук супруги Гордины – Ольга Васильевна и Александр Иннокентьевич, которые привлекли к работе со слушателями школы преподавателей и студентов вуза.  (Приложение № 1) Подобные Высшие народные школы работают примерно в 10 субъектах Российской Федерации в основном на базе высших учебных заведений, и занимаются в них более пяти тысяч человек. Координатором  деятельности ВНШ в России является  создатель Санкт-Петербургской Высшей народной школы Литвинова Нина Петровна – доктор экономических наук, профессор, проректор Института образования взрослых РАО, президент РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге».

Общероссийская общественная организация «Общество Знание» реализует проект по организации работы народных университетов, университетов «третьего возраста», университетов сеньоров, которые по содержанию деятельности очень близки с Высшими народными школами. Подобные университеты работают в 30 субъектах Российской Федерации, в них занято более 30 тысяч  человек. Народные университеты –  чисто российское явление.

Высшие народные школы имеют международный бренд. Первая ВНШ появилась в 1844 году в Дании, затем этот опыт получил признание в других странах Европы. Следует отметить, что в середине 19 века первые Высшие народные школы появились в России – в Санкт-Петербурге и Киеве, затем и в других городах. В 20 веке их деятельность прекратилась и возобновилась после 1991 года, хотя в незначительном объеме. Народные школы в Европе, в отличие от нас, поступательно развивались количественно и качественно. В европейских странах в современных условиях образование взрослых, в том числе пожилых людей, безработных, людей с ограниченными возможностями, серьезно финансируются государственными и муниципальными органами власти. Вопросы образования взрослых рассматривались даже на саммите Евросоюза в 2010 году.

Мы, в России, не можем похвастаться вниманием государства к вопросам  полнокровной жизни людей пенсионного возраста, достойными инвестициями бюджетного финансирования в решение задач повышения  качества жизни людей пожилого  возраста.  Приведённые ранее примеры участия в Высших народных школах  и народных университетах в количестве 35 тысяч человек на всю Россию свидетельствуют об этом красноречиво. Получение президентских грантов для общественных организаций в отличие от столичных субъектов РФ для  периферийных субъектов  весьма проблематично, а их выполнение сложно и трудоёмко.  Аналогичная ситуация по получению субсидий в субъектах Федерации для некоммерческих организаций  муниципальных образований.  В нашей области есть примеры участия благотворителей  в финансирования работы с пенсионерами, но они единичны.

Начиная проект по созданию системы непрерывного образования пенсионеров, сети Высших народных школ, мы учитывали эти обстоятельства. На прошедших в 2010 году отчетно-выборных собраниях в первичных ветеранских организациях, городских,  районных и областной конференциях ветераны  выразили озабоченность  недостаточностью работы по организации свободного времени, укреплению здоровья и содействия активному долголетию, развитию общественной активности, культурной и спортивной  деятельности пенсионеров. В тот период и сейчас   областной и территориальные  Советы ветеранов имеют мощный кадровый потенциал, располагающий большим производственным, общественным и жизненным опытом, а главное,  творческим подходом к порученному делу.

Итак, с 2011 года  в Иркутской области РЕАЛИЗУЕТСЯ замечательный проект по работе Высшей народной школы для пенсионеров. Учитывая опыт ВНШ Академии образования,  прекрасные отзывы пенсионеров в ней занимающихся, учитывая что  подобные образовательные подразделения у нас были, мы  подумали, что этот опыт  возможно использовать в  работе областной ветеранской организации. По поручению руководства областного Совета ветеранов три кандидата наук – автор этой работы, Гордина Ольга Васильевна – руководитель ВНШ ВСГАО и Терентьева Галина Николаевна – руководитель отдела Законодательного собрания Иркутской области (ныне председатель областного Женсовета и заместитель председателя общественной палаты Иркутской области)  разработали  «Концепцию создания системы непрерывного образования пенсионеров  Иркутской области  в рамках   модели   Высшей  народной  школы», которая была утверждена Президиумом областного Совета ветеранов. В данном  документе были сформулированы первичные представления о проекте, компонентах системы непрерывного образования пенсионеров. Известный на тот период  времени опыт работы ВНШ в концепции был адаптирован и совмещён со спецификой работы ветеранских организаций области.

Авторы концепции: Лавыгин А.Е., Гордина О.В.,Терентьева Г.Н.

На основе  этого документа, учитывающего специфические особенности функционирования  ВНШ в ветеранских организациях и строилась наша работа последующих четыре года. Лишь в марте 2015 года Президиум областного Совета ветеранов утвердил положение о Высших народных школах и народных университетах. Это было сделано осознанно, так как утверждение положения на начальной стадии проекта, по нашему мнению, значительно сковало бы инициативу городских, районных и первичных ветеранских организаций. И мы не ошиблись. Хотя проект начинался сверху, сегодняшние достижения, как количественные, так и качественные показатели в  его  реализации  – это результат действий снизу, инициативы и творчества ветеранских организаций и их социальных партнеров. (Концепция и положение в разделе «Нормативные документы»)

Как  отмечалось  ранее, начинали мы не на пустом месте. В ветеранских организациях работали творческие объединения, клубы по интересам, коллективы самодеятельного художественного творчества, группы оздоровительной гимнастики, группы компьютерной грамотности  и другие ветеранские объединения, которые в дальнейшем мы стали именовать образовательными структурами ВНШ. В 2011 году их было 600, и занималось в них  чуть более  12 тысяч    человек. Была поставлена задача – донести до ветеранского актива информацию о возможностях и преимуществах Высших народных школ, начать их реструктуризацию, т.е.  на добровольной основе перевод  их в состав ВНШ, и приведение их деятельности в соответствие с утвержденной  концепцией. Первый год проекта был представлен 241 образовательной структурой с числом обучающихся  3824 человека. Особо нас порадовало вхождение в состав ВНШ  коллективов, которые работали уже не один год и накопили немалый опыт работы. Это такие коллективы как группа здоровья «Надежда» г. Усолье-Сибирское (руководитель Попова Светлана Ивановна), творческое объединение «Тропою памяти» г. Усть-Кута (Пшенникова  Светлана Константиновна), Клуб «Вера, Надежда, Любовь» г. Усть-Илимска (Сабецкая Светлана Дмитриевна), воспитанники Ольги Васильевны Гординой – ВНШ СОШ -16 г. Усолье-Сибирское (Панькова Людмила Николаевна) и ВНШ Карымской СОШ Куйтунского района (Ващенко Нина Финогеновна). (Приложения №№  2 – 4)

В дальнейшем в состав ВНШ вошли не только оставшиеся имеющиеся структуры, но и благодаря усилиям ветеранского актива, проявившего творческий подход  к работе с ветеранами, новые школы и новые структуры.

Семилетний  срок функционирования ВНШ  в ветеранских организациях Иркутской области – срок небольшой, но  и немалый. Отмечу  некоторые позитивные результаты  реализации проекта.

Главным достоянием прошедших лет является стабильная тенденция развития, усвоения, овладения  идеей организации народных школ для пенсионеров ветеранским активом и пенсионерами, нашими социальными партнёрами – органами власти,  органами и учреждениями социальной сферы – культуры, физкультуры и спорта, образования и здравоохранения,  социальной защиты, пенсионного фонда. Установленный с начала реализации  проекта мониторинг его реализации позволяет сделать вывод об устойчивой тенденции роста сети ВНШ. Данные соответствуют началу учебного года, т.е. на 1 октября календарного года.

Динамика территориальных ветеранских организаций, включающихся в проект такова:

2011 год  –  18,  2012 год –  36, 2013 год  – 44. 2014 год – 46.  Начиная с 2015 года и по настоящее время  участниками проекта являются  все 49 территориальных ветеранских организаций. Включились в проект и отраслевые ветеранские организации – образования и здравоохранения, а с 2016 года – в рамках реализации федерального гранта в проекте приняли участие ещё 3 отраслевых ветеранских организации – ВСЖД, ПАО «Ростелеком», ГУФСИН,  а также общественные организации Министерства социального развития и попечительства, областного общества инвалидов, областного Женсовета, регионального отделения «Союза пенсионеров России»

 Динамика роста числа ветеранских объединений (образовательных структур) представлена следующим образом:

2011 год –  241, 2012год –  884, 2013 год—1645, 2014 год – 2119  , 2015 г. – 2467, 2016 год –  2807, 2017 год –  4294.

Рост числа пенсионеров, занимающихся в Высших народных школах территориальных и отраслевых ветеранских организаций выглядит так:

2011 год – 3824    , 2012 год – 17774, 2013 год -33036, 2014 год  – 40761, 2015 год –  47684,  2016 год –  57636. 2017 -2018 учебный год –  81025

Кроме того, по итогам 2016- 2017 учебного года (май 2017 года) в учреждениях соцзащиты в 234 образовательных структурах занимались 5081 человек, в отраслевых ветеранских организациях –  в  1305 образовательных  структурах обучалось 13021 человек. Всего в территориальных и отраслевых ветеранских организациях и учреждениях соц. зашиты в области  работает 5599 образовательных структур ВНШ, в которых обучается 94045 человек.

Прошедшие годы определили лидеров в этой новой и интересной работе. Это Братская, Ангарская, Нижнеудинская, Саянская, Усть-Илимская, Черемховская городские, Братская, Иркутская, Нижнеудинская, Тулунская, Усть-Кутская, Чунская, Шелеховская районные организации. Успешно работают ещё три десятка территориальных ветеранских организаций. (Приложения №№ 5 – 12)

Представляет интерес и удельный вес образовательных структур, работающих на базе различных организаций. Каждый год их соотношение было разным, на начало  2016-2017 учебного года это выглядит так:

Образовательные структуры при различных организациях (удельный вес к общему их числу):

Территориальных Советах ветеранов – 7,9%

Первичных ветеранских организациях – 27,0%

Учреждениях культуры – 24,2%

Учреждениях  образования – 9,1%

Учреждениях здравоохранения – 2,1%

Учреждениях физкультуры и спорта – 11,5%

Учреждениях соц. защиты – 1,2%

Других учреждениях – 7,0 %

Впервые за время мониторинга на начало 2017-2018 учебного года был проанализирован удельный вес Высших народных школ  работающих на базе различных организаций.

На начало  2017-2018 учебного года удельный вес Высших народных школ, работающих при территориальных  организациях выглядит так:

Территориальных Советах ветеранов –  7,6%

Первичных ветеранских организациях –  41,3 %

Учреждениях культуры –  21,4  %

Учреждениях  образования –  11,8 %

Учреждениях здравоохранения – 6,7  %

Учреждениях физкультуры и спорта – 8,5  %

Учреждениях соц. защиты –  3,8  %

Других учреждениях – 3,6%

Приведенные примеры свидетельствуют о том,  что на базе Советов ветеранов и первичных ветеранских организаций работает около половины Высших школ и  третья часть – образовательных структур ВНШ, а остальные  – на базе других организаций. Начиная проект, мы осознавали, что ресурсные возможности ветеранских организаций ограничены, но их можно и нужно активизировать по проведению обучения пенсионеров, а самое главное, они должны были   инициировать привлечение органов и учреждений социальной сферы  по проведению этой специфической работы с людьми старшего поколения. Мы нашли поддержку заместителя Правительства Иркутской области Вобликовой Валентины Феофановны по работе с областными министрами и заместителями мэров по социальным вопросам муниципальных образований. Благодаря этому областной Совет ветеранов заключил договора и соглашения «социального партнерства» по созданию и развитию сети Высших народных школ со всеми министерствами социального блока, а городские и районные Советы ветеранов – с соответствующими отделами, управлениями и департаментами муниципальных образований.

Вобликова Валентина Феофановна – заместитель Председателя

                            Правительства Иркутской области

В ходе  осуществления  проекта по ВНШ реализация основополагающей идеи «социального партнерства» дала двоякий эффект. Во-первых, достигнут заметный рост сети ВНШ за счет участия в нем органов и организаций социальной сферы. Во-вторых,  за эти годы  был сделан в рамках нашей области первый шаг по действенному  участию государственных органов в решении вопросов повышения качества  жизни людей пожилого возраста.

В отличии от нашего государства, у многих стран Евросоюза имеется соответствующая государственная политика, солидное финансирование работы с пенсионерами, безработными и людьми с ограниченными возможностями, большая сеть Высших народных школ и большой опыт их работы.

Мы пока не можем говорить о  значительном участии органов исполнительной и законодательной власти муниципальных образований области по финансированию этого важного аспекта работы с пенсионерами. Однако, это не фатально безнадёжная ситуация. В области имеется интересный и уникальный опыт(не только для области, но  и многих регионов России) – это опыт Иркутской мэрии (Бывший мэр – Кондрашов Виктор Иванович, и нынешний – Бердников Дмитрий Викторович). Начиная с 2009  года мэрия и городская Дума финансируют проект  «Старость в радость» В рамках  этого проекта  работают  курсы «Бабушка Он лайн», «Бабушка гламур», «Бабушка фитнес», Бабушка полиглот», « Рисунок с нуля». Только по одному из этих курсов в течение календарного года основами компьютерной грамотности овладевают около 5 тысяч пенсионеров. Городские власти финансируют деятельность клуба «Любимовка», в котором работают 37 коллективов художественного самодеятельного творчества, костяком которых являются пенсионеры. В летний период на сквере Кирова проходит финансируемая мэрией акция «Площадь талантов», в ходе которой проводятся для населения, в том числе и пенсионеров мастер-классы по  вилам искусств, фитнесу, изготовлению игрушек, роботов и других.  Несколько лет под патронажем мэрии в г. Иркутске проходит «Неделя неформального образования», в которой принимают сотни коллективов , деятельность которых сродни  ВНШ. Это мероприятие  пропагандирует деятельность коллективов на общественных началах по общественно значимой работе с населением, а следовательно, и с пенсионерами. Второй год по опыту иркутян, благодаря усилиям руководителя ВНШ, директора школы № 16 Паньковой Людмилы Николаевны (а ныне заместителя мэра города) в г. Усолье-Сибирское   проводятся «Дни неформального образования». В 2016 году в этих «Днях» приняли участие уже 60 коллективов. Опыт мэрии и Думы г. Иркутска подлежит обобщению и распространению среди других властных муниципальных структур области.

Об  этом издании (работе).  Я, как автор, затрудняюсь назвать жанр этого издания, скорее всего это электронно-мультимедийная книга, имеющая статус методического пособия. Руководствуясь   запросами нашего ветеранского актива, представляю на Ваш суд работу , в которой с позиций системного, комплексного подхода я попытался дать теоретическое, методологическое, расширенное толкование концепции непрерывного образования, положения о Высшей народной школе, того опыта, который  мы наработали в Иркутской области.  Сделана попытка определить понятийный аппарат, который  представлен в данной работе, а также представлен в концентрированной форме в  «СЛОВАРЕ основных понятий, связанных с деятельностью Высших народных школ (ВНШ) пенсионеров Иркутской области». В большинстве случаев понятия, приведённые в словаре являются авторскими, но не только, были использованы материалы других словарей и публикаций, а также порождены  семилетним опытом ветеранских организаций Иркутской области. Основные понятия, связанные с ВНШ, приведены в данной работе, но они в компактной форме представлены и в словаре, что позволит ветеранскому активу более оперативно пользоваться этим понятийным аппаратом. Следует иметь в виду, что то или иное понятие носит относительное значение, т.к. к примеру клуб по интересам, может быть и одновременно творческим объединением или коллективом самодеятельного художественного творчества. Мы имеем множество примеров, когда   например  члены группы здоровья в дальнейшем начинают заниматься декоративным творчеством, изучать основы компьютерной грамотности, учиться танцевать. Так к какому виду образовательной структуры их отнести? Оставить прежнее название, или переименовать? Это неважно и решать это будут сами слушатели. Важно то, что образовательные структуры ВНШ развиваются, содержание их обогащается, решается задача обеспечения непрерывности образования пенсионеров

Неотъемлемой частью этой работы являются многочисленные материалы конкретного опыта ветеранских организаций области, представленные в приложениях, и иллюстрирующие отдельные разделы и подразделы данной работы. Эти материалы представлены текстовыми описаниями, видеопрезентациями,  видеороликами и видеофильмами,  представленные в областной Совет ветеранов по итогам проводимых смотров – конкурсов в разные годы реализации этого проекта. Приложения по опыту работу могут использоваться как в контексте данной работы, так и отдельно – для знакомства ветеранского актива и обучения в «Школе ветеранского актива»

Использование материалов данной работы может осуществляться также многопланово. С содержанием данного издания можно с DVD-диска знакомиться на персональном компьютере или ноутбуке, текстовую часть книги, ил часть её, а также словарь можно распечатать и пользоваться твёрдой копией. Для знакомства актива и его обучения можно с помощью мультимедийного проектора использовать презентации и видеофильмы.

  1. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

СОЗДАНИЯ ВЫСШИХ НАРОДНЫХ ШКОЛ И СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Система непрерывного образования пенсионеров в Высших народных школах  Иркутской области  включает  в себя следующие компоненты (составные части):

–  Цели, задачи, основополагающие идеи;

–  Сеть, структура  Высших народных школ;

–  Образовательный процесс;

–  Организаторы образовательной деятельности и обучающиеся;

–  Ресурсное обеспечение;

– Управление  (руководство) школами и университетами, научно-методическое сопровождение, информационное обеспечение;

–  Народные университеты

 

Целями  Высших народных школ являются:

Целью проекта является повышение качества жизни людей пожилого возраста.  Другой целью является создание системы непрерывного образования пенсионеров, отвечающей требованиям системного подхода. Системный подход предполагает для достижения целостности и полноты процесса: определение составных частей (компонентов), обеспечение их взаимосвязи, работу  по воссозданию недостающих компонентов системы.

 

Задачи  Высших народных школ:

– удовлетворение индивидуальных  потребностей по повышению интеллектуального, общекультурного и образовательного уровня пенсионеров;

– развитие творческой, общественной, познавательной активности;

– преодоление одиночества, реализация возможности общения;

– укрепление здоровья и социального оптимизма, содействие активному долголетию;

– совершенствование обучения ветеранского актива, в том числе по практике работы Высших народных школ;

Основополагающие идеи:

использование модели Высшей народной школы. Высшие народные школы являются представителями неформального образования. Их деятельность  не требует получения лицензии, они не проходят аттестацию и аккредитацию, по её результатам обучающимся не выдаётся документ государственного образца. Главным достоинством модели ВНШ  является гибкость  во всех аспектах их деятельности: программы  обучения не имеют каких-либо ограничений ни по тематике, ни по количеству учебных часов в течение учебного года.  Формы образовательных структур также произвольны, они могут именоваться школами, центрами, курсами, клубами, группами  и  т.д. Отсутствуют ограничения по составу обучающихся, наряду с ветеранами и пенсионерами занятия могут посещать люди предпенсионного возраста и более молодые,  а также их дети и внуки, молодежь  и учащиеся;

«социального партнерства» – сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления, органами, учреждениями и организациями социальной сферы и других заинтересованных ведомств  по организации  работы с ветеранами и пенсионерами, в том числе по развитию сети Высших народных школ  на основе «договоров социального партнерства». Работа с пенсионерами присутствует в задачах этих организаций, однако уровень внимания к этой работе у них неодинаков, и зачастую незначителен. Поэтому привлечение органов и учреждений социальной сферы к работе с пенсионерами является важной составляющей успеха. В отличие от ветеранских эти организации имеют бюджетное финансирование, материальную базу и оплачиваемый кадровый потенциал. Практика реализации проекта по работе ВНШ в области показала, что в этих организациях существует 65 % от общего числа образовательных структур и числа занимающихся в них пенсионеров.

создание системы непрерывного образования, обеспечивающей права людей на образование в течение всей жизни, в том числе и после выхода на пенсию, в соответствии с потребностями личности. Суть этой идеи заключатся в том, чтобы в результате целенаправленной, поэтапной и последовательной деятельности Советов ветеранов в каждом городе или районе, создать необходимую и достаточную сеть на базе различных организаций, пенсионеры (желающие и имеющие возможность) могли бы заниматься в творческих объединениях, клубах по интересам, коллективах самодеятельного художественного творчества, группах оздоровительной гимнастики и группах здоровья, лекториях, группах компьютерной и экономической грамотности в течение как текущего, так и последующих  годов. По нашим оценкам, сеть обеспечивающая непрерывность образования пенсионеров в Иркутской области должна проводить  обучение 100 -120 тысяч пенсионеров. Говоря другими словами, спрос и предложение на эти специфические социальные услуги для заинтересованной части пенсионеров должны уровняться.

Сложившаяся практика реализации проекта уже выработала некоторые варианты осуществления непрерывности образования пенсионеров.

До 2020 года в целях достижения задачи обеспечения непрерывности по- прежнему будет стоять задача наращивания сети школ и большего привлечения пенсионеров для обучения в них. Мы считаем, что в каждой территориальной организации занятость в ВНШ должна составлять 20-25% от числа людей пенсионного возраста за счет создания как новых образовательных структур, так и дополнительного привлечения пенсионеров в уже работающие структуры.

Деятельность Высших народных школ  в нашей области благодаря инициативе и творческому подходу организаторов народных школ дали весьма интересные примеры осуществления непрерывности, обусловленные не только простым наращиванием сети. Так, для школ в сельских  муниципальных поселениях правомерно использование опыта Карымской средней школы Куйтунского района, в которой непрерывность обеспечивается сменой образовательных структур год от года на основе запросов обучающихся в школе пенсионеров. За 8 лет своего существования в этой ВНШ слушатели прошли обучение более чем по 20 направлениям. (Руководитель  ВНШ, а ныне народного университета – директор Карымской школы, депутат районной Думы  Ващенко Нина Финогеновна)

(Приложение № 3)

Интересен опыт другой ВНШ –  народного университета  –  клуба «Надежда» г. Тайшета (руководитель Дранишникова  Светлана Николаевна)  Здесь непрерывность обеспечивается  за счет многопрофильной структуры клуба. Клуб работает по 10 направлениям, и у его участников не стоит вопрос чему они будут обучаться через 2, 4 года 5,7 лет. Созданная, как школа для ветеранов образования, в настоящее время в ней занимаются многие категории пенсионеров города. ( Приложение №  13 )

Заслуживает внимания опыт черемховцев по обеспечению непрерывности на базе одной ВНШ, который  представлен в известном в  ветеранском сообществе фильме «Супербабушки». Этот коллектив был создан как группа оздоровительной гимнастики. Затем по инициативе членов группы, они стали заниматься плаванием, тренироваться на тренажерах, заниматься художественным творчеством, биссероплетением, кулинарией, сбором грибов и ягод, организацией соревнований, вечеров отдыха, праздников не только в своём коллективе, но и  в городе. Т.е. речь идет о наращивании направлений деятельности в рамках одной образовательной структуры.  Приложение № 14  )

Ещё один пример удачного варианта осуществления непрерывности в образовании пенсионеров в рамках одного коллектива.  Это опыт творческого объединения «Тропою памяти»  Усть-Кутского районного Совета ветеранов (руководитель – Пшенникова Светлана Константиновна). Это объединение создано ещё до начала проекта по ВНШ, в его состав в разные годы входило от 300 до 400 человек, и не только пенсионеров, но и людей  разного возраста, в том числе и молодёжи. Сутью работы объединения является поисковая, краеведческая работа о своей «малой родине», ее прошлого, настоящего, будущего, замечательных людях своего края. Творческое объединение «Тропою памяти совместно со студией «Диалог» выпустили 16 фильмов по истории Усть-Кутского муниципального образования: об основании Усть-Кутского острога, о герое гражданской войны 1812 г. Харитонове М.Е., о пребывании шведов в Усть-Кутской волости, о гражданской войне в Усть-Кутской волости, об истории Усть-Кутского купечества, о пребывании декабриста В.М. Голицына в Киренске, о сользаводе, о создании Усть-Кутской комсомольской ячейки, о героическом труде в Великую Отечественную войну.  В феврале 2017г. состоялась презентация шестнадцатого фильма «Чтобы помнили», снятого творческим объединением «Тропою памяти». По сюжету, этот фильм — продолжение предыдущего «Сберечь от забвения», рассказывающего о воинах Первой мировой войны. Сценарий написан  Пшенниковой С.К. – бессменным режиссёром и оператором снова стал В. Чемоданов, а роли играли школьники и учителя девятой школы и жители города. Многие эпизоды фильма сняты по воспоминаниям очевидцев.

На основе краеведческого материала Пшенникова С.К. и её сподвижники установили в Усть-Куте 12 исторических памятников. В том числе, и участникам Первой мировой войны со всеми их фамилиями. Итогом работы в архиве загса стал памятник труженикам тыла. Пшенникова С.К. со своими учениками за три года установили все имена своих земляков, умерших от тяжёлой работы и голода во время войны. А 10 лет потребовалось для того, чтобы в архиве военкомата по похоронкам установить имена всех погибших на фронтах Великой Отечественной войны и установить стелу памяти павшим, на которой высечены 1027 фамилий.

Приведенные примеры обеспечения непрерывности в обучении пенсионеров следует взять на вооружение многим ветеранским организациям. Мы вправе ожидать от ветеранских организаций и других вариантов осуществления непрерывности в образовании пенсионеров.