ПЕСНЯ О ПЕРВОМ КОСМОНАВТЕ И ВОСПОМИНАНИЯ О НОВОСИБИРЦЕ ЮРИИ ВАСИЛЬЕВИЧЕ КОНДРАТЮКЕ
В ИСПОЛНЕНИИ ЮРИЯ ГУЛЯЕВА ЗВУЧИТ ПЕСНЯ О ПЕРВОМ КОСМОНАВТЕ “ЗНАЕТЕ, КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ”
ИМЯ С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ ЛУНЫ
Вековая мечта разрешится технически просто,
И взлетят корабли, засигналят в космической мгле…
Но не будет тебе ни звезды, ни креста, ни погоста,
Даже имя чужое ты оставишь родимой земле.
А. Кухно. Памяти Ю. В. Кондратюка
В самом начале 70-х годов теперь уже прошлого, XX века в городе Новосибирске, в Академгородке, проходила выставка фотографий из США. В одном из ее павильонов демонстрировался кусочек лунного грунта, доставлен ного американскими астронавтами с Луны. И невдомек было в те далекие годы, что представившаяся возможность увидеть лунный камень своими глазами имеет самое непосредственное отношение к нашему городу Новосибирску, а точнее говоря, к гениальному человеку – Юрию Васильевичу Кондратюку, по оптимальной трассе которого американские астронавты и покорили в 1969 году Луну.
В Полтаве в июне 1897 года в семье студента Игнатия Бенедиктовича Шаргея и учительницы Людмилы Львовны (в девичестве Шлиппенбах) родился мальчик Саша. Александр не достиг еще школьного возраста, когда скончалась его мать, а когда Саше исполнилось 13 лет, умер и отец. Будущий ученый многим обязан своим бабушке и дедушке: они научили его началам арифметики, естествознания, немецкому языку. В городе открылась Вторая Полтавская мужская гимназия с преимущественным преподаванием точных наук, и Александра решили отдать именно туда. В гимназии Саша начал изучать высшую математику и заинтересовался теорией межпланетных полетов.
В майском номере за 1903 года журнал “Научное обозрение” опубликовал статью К. Э. Циолковского “Исследование мировых пространств реактивными приборами”. До читателей дошел лишь ограничен ный тираж выпуска, затем журнал прекратил существование. Продолжение этого научного труда опубликовал в 1911-1912 годах петербургский “Вестник воздухоплавания”. Статья Циолковского тогда так и не дошла до полтавского гимназиста Александра Шаргея. Комментируя впоследствии начало своих работ по космонавтике, Александр Шаргей указывал, что “сразу остановился на ракетном методе… отбросив артиллерийский, как явно технически чересчур громоздкий, а главное не сулящий возвращения на Землю и потому бессмысленный”.
А. И. Шаргей, по воспоминаниям родных, очень высокий, худощавый, с проницательным взглядом больших черных, как антрацит, глаз молодой человек, в 1916 году окончил гимназию с серебряной медалью, поехал в Петроград, где тогда жили его сестра и мачеха, и поступил в Петроград ский политехнический институт. Шла война. Александр сразу же подал прошение об отсрочке от воинской службы, но все же Сашу забрали в школу прапорщиков, а весной 1917 года мобилизовали на Кавказский фронт. В начале 1918 года после подписания Брестского мира Александра отправили на родину в Полтаву. Однажды, перелистывая старые журналы “Нива”, он наткнулся на заметку, от которой учащенно забилось сердце: оказывается, россиянин Циолковский придумал “реактивный прибор” для межпланетных путешествий. Но добыть оригинал труда Циолковского у Шаргея не было никакой возможности.
В течение 1918-1919 годов черновые наброски, сделанные в Петрограде, превратились в научный труд под названием “Тем, кто будет читать, чтобы строить”. В кратких, схематично иллюстрированных разделах (их около 30) рассмотрены устройство космической ракеты в целом и основных агрегатов в отдельности, выбор оптимальных траекторий ее полета, средства и приборы для управления полетом, возвращение спускаемых аппаратов на Землю, использование в космосе зеркал для концентрирования солнечной энергии, устройство промежуточных баз вне Земли, влияние гравитации планет на траекторию космического корабля…
В работе предлагалось также устройство космической ракеты: “Снаряд состоит из камеры, где находятся пассажиры и приборы и сосредоточено управление; сосудов, где находится активное вещество; трубы, где происходит сгорание и расширение газов… Сосудов нужно делать несколько, разных размеров…” Шаргей определил, что наиболее выгодная форма для “сосудов” – усеченный конус. Состыкованные между собой ракетные ступени образуют конусообразный космический “снаряд”, наверху которого устанавливается камера с полезным грузом, в центре монтируется реактивная труба. Александр разработал систему управления ракетой. Предвосхитив практику, он (подобно другим пионерам космонавтики) для контроля за положением ракеты предложил использовать гироскопические приборы, которые устойчиво сохраняют первоначальное направление оси вращения. Вслед за Циолковским, но независимо от него, Шаргей всесторонне обосновал осуществимость космических полетов при помощи ракет на жидком химическом топливе. Космический полет виделся Шаргею с обязательным участием человека.
“Первое условие для полетов с Земли и обратно – чтобы они не были смертельны для пассажиров, а значит, необходимо задуматься о способах повысить выносливость человеческого тела относительно значительных ускорений”. Шаргей предугадал несколько методов тренировки будущих космонавтов, которые используются сейчас.
Шел 1919 год; прапорщика Шаргея вновь мобилизуют, теперь уже в армию Деникина. При отправке на фронт он дезертирует и устраивается железнодорожным рабочим в городе Смеле. Молодой ученый, проектирующий полеты к другим мирам, смазывает вагонные оси, трудится грузчиком, ремонтирует оборудование. Шаргея считали человеком немного странным, но уважали за отзывчивость и умелые руки. Свои изобретательские способности он использовал, чтобы облегчить труд заводских рабочих: предложил механическую очистку топок в котельной от золы, пневматическое удаление нагара с дымовых труб котлов и другие новшества.
В 1921 году Александр Шаргей избавляется от прошлого, став Юрием Васильевичем Кондратюком. До конца своих дней он жил под этим именем, с ним и вошел в мировую историю космонавтики. Узнали об этом лишь спустя несколько десятилетий, в 1977 году, от его сестры – Нины Игнатьевны Шаргей: “Как говорила мать, для брата достали документ Георгия Васильевича Кондратюка, молодого человека примерно одного с ним возраста (1900 года рождения), умершего от туберкулеза незадолго перед этим. У моей матери была давняя знакомая В. Г. Тучапская, преподавательница киевской школы; в этой же школе преподавал Владимир Васильевич Кондратюк, старший брат умершего Юрия, находившийся в добрых отношениях с В. Г. Тучапской. По ее просьбе В. В. Кондратюк передал через нее документ умершего брата. В. В. Кондратюка я знала лично, так как я училась в школе, где он преподавал. Но я не знала его роли в судьбе моего брата”. Принимая чужое имя, Александр Шаргей немного изменил его – с Георгия на Юрия. Но, по словам Нины Шаргей, письма в Киев он по-прежнему подписывал собственным именем – Саша, изображая рядом с подписью плывущего пеликана с оборванными крыльями и хвостом. Всю жизнь Александр Шаргей тяготился вымышленной биографией, чувствовал себя неуверенно. Однажды в момент отчаяния он сказал своим друзьям: “Мне просто порой не хочется жить, у меня такое чувство, что меня нет на земле, я хочу быть самим coбой”.
Работая над темой освоения космоса, молодой ученый постоянно ощущал недостаток знаний, связанный с отсутствием должного технического образования. Однако из-за “темных пятен” в биографии поступать в советские высшие учебные заведения он не решался. И Кондратюку приходит мысль отправиться на учебу в Германию. Денег не было, и он решил идти пешком, запасшись едой на много дней. К этому делу Кондратюк отнесся со свойственной ему изобретательностью: получив на паек муку, попросил испечь хлеб, из которого приготовил сухари, затем перемолол их в мясорубке и ссыпал в мешочек. Точно так же он перемолол в порошок сто сваренных вкрутую высушенных яиц. Затем наступил черед приготовления консервированного мяса, несколько килограммов которого поместилось в 10 пол-литровых запаянных кружках. Летом 1922 года он отправился в дорогу, а спустя четыре месяца в дождливый октябрьский день вернулся больной тифом. Два месяца пролежал без сознания, а придя в себя, рассказал родным, что был задержан на границе. С этого момента Кондратюк оставил попытки получить высшее образование.
(ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА “НАУКА И ЖИЗНЬ” N9 2004 г. И СТАТЬИ Д. САДОВСКОГО (в то время учащегося 11 “Б” класса аэрокосмического лицея им. Ю. В. Кондратюка, г. Новосибирск.)