WP_Post::__set_state(array( 'ID' => 11274, 'post_author' => '1', 'post_date' => '2017-09-24 07:22:05', 'post_date_gmt' => '2017-09-24 07:22:05', 'post_content' => '  Совершенно понятно стремление китайцев вернуть КВЖД, хотя никогда до советско-китайского соглашения 1924 г. на равных правах с Россией китайская сторона дорогой не распоряжалась. С точки зрения международного права решать вопрос о передаче дороги советской стороной Китаю надо было на основании соответствующих статей Пекинского и Мукденского договоров, ведь не менее естественным было желание СССР (как правоприемника Российской империи в этом отношении) хоть сколько-нибудь компенсировать колоссальные материальные затраты на сооружение КВЖД. Видя стойкое нежелание нанкинских властей мирным путем решить конфликт, советское правительство пошло на вынужденную меру - объявило в ноте от 17 июля 1929 г. о разрыве дипломатических отношений с нанкинским правительством. Все советские дипломатические, консульские и торговые представители, сотрудники администрации КВЖД были отозваны из Китая, а китайским дипломатам было предложено немедленно покинуть пределы СССР. Также было принято решение прекратить всякую железнодорожную связь между Китаем и СССР. В то же время союзное правительство заявляло, что оставляет за собой все права, вытекающие из Пекинского и Мукденского соглашений 1924 г. Одним из первых попыталось вмешаться в советско-китайскую борьбу за КВЖД фрацузское правительство. Так, уже 19 июля 1929 г. французский министр А. Бриан предложил полпреду СССР В.С. Довгалевскому посредничество Франции для урегулирования советско-китайского конфликта. Такое же предложение передал Карахану французский посол в Москве Эрбетт 21 июля. Однако советское правительство было категорически против участия в разрешении конфликта третьих стран. Но, не желая обострять и так не простые отношения с Францией, НКИД вышел из положения, отказавшись от переговоров с Китаем при посредничестве парижских дипломатов, "ввиду отказа китайских властей восстановить нарушенную ими правовую базу, представляющую необходимую предпосылку для соглашения согласно ноте советского правительства от 13 июля". Не остались в стороне и США. 25 июля американский госсекретарь Г.Л. Стимсон обратился к правительствам Англии, Франции, Италии, Японии и Германии с меморандумом, излагавшим план коллективного вмешательства этих держав в конфликт на КВЖД. Он предложил создать согласительную комиссию из представителей 6 великих держав с возложением на нее задачи изучить суть советско-китайского конфликта и выработать программу его урегулирования. Англия, Италия и Франция поддержали предложения правительства США. Япония и Германия отказались участвовать в намечаемых коллективных действиях. В конце лета 1929 г. советско-китайские отношения обострились до предела и были поставлены на грань войны. Несмотря на продолжительные попытки советской стороны уладить возникшие проблемы мирным путем, только военное вмешательство СССР позволило в конце концов разрешить конфликт. Китайский историк Сон До Чжин утверждает, что СССР пошел на силовой вариант разрешения проблемы КВЖД из-за "желания наказать Чан Кайши за его антикоммунизм и антисоветизм". Анализ дипломатических документов показывает, что СССР все же пытался на самом деле найти мирные средства для урегулирования конфликта. Главным для СССР было стремление сохранить и упрочить международный авторитет, восстановить деятельность КВЖД на принципах Пекинского и Мукденского соглашений, прекратить преследования советских граждан в Маньчжурии и военные выступления белогвардейских отрядов на советско-китайской границе. Только в 20-х числах ноября, когда китайская армия в Маньчжурии совсем утратила боеспособность, Нанкин, не получив конкретной поддержки Запада, вынужден был просить мира. 21 ноября сотрудники советского генконсульства в Харбине (Кокорин и Нечаев) были привезены китайскими властями на ст. Пограничная. Цай Юньшэн передал через них официальное заявление о полученных им от мукденских и нанкинских властей полномочиях для немедленного открытия переговоров по урегулированию конфликта. На следующий день агент НКИД в Хабаровске А. Симановский передал через Кокорина, вернувшегося в Харбин, письменный ответ с предварительными условиями советской стороны, при немедленном выполнении которых СССР был готов участвовать в советско-китайской конференции по урегулированию ситуации на КВЖД. Условия были прежние - изложенные в нотах советского правительства от 13 июля и 29 августа: официальное согласие китайской стороны на восстановление существовавшего до конфликта положения на КВЖД; немедленное восстановление в правах Управляющего и помощника, назначенных советской стороной; освобождение советских граждан. 27 ноября Чжан Сюэлян прислал в Москву телеграмму о "своем принципиальном согласии" с этими условиями . Правда, 26 ноября представитель нанкинского правительства в Лиге Наций пытался поднять вопрос об "агрессии" СССР, однако поддержки не получил. Даже представитель Англии, в целом занимавший враждебную СССР позицию, высказался против вынесения этого предложения на рассмотрение Лиги Наций . 29 ноября правительство Чан Кайши, пытаясь сорвать переговоры Чжан Сюэляна с советскими представителями, внесло новое предложение - создать "смешанную комиссию" по расследованию обстоятельств конфликта с председателем - "гражданином нейтральной страны". Эта попытка была предпринята Чан Кайши в надежде добиться участия в советско-китайских переговорах представителей западных держав, но оказалась неудачной.', 'post_title' => 'СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЙ КОНФЛИКТ (1929)', 'post_excerpt' => '', 'post_status' => 'publish', 'comment_status' => 'open', 'ping_status' => 'open', 'post_password' => '', 'post_name' => 'sovetsko-kitayskiy-konflikt-1929', 'to_ping' => '', 'pinged' => '', 'post_modified' => '2018-10-25 05:53:06', 'post_modified_gmt' => '2018-10-25 05:53:06', 'post_content_filtered' => '', 'post_parent' => 0, 'guid' => 'http://27272.ru/?p=11274', 'menu_order' => 0, 'post_type' => 'post', 'post_mime_type' => '', 'comment_count' => '0', 'filter' => 'raw', ))

Новосибирская областная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов (Областной совет ветеранов)

Общественно-информационный портал
24 сентября 2017 Просмотров: 1 041 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд ( Пока оценок нет )
Размер шрифта: AAAA

СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЙ КОНФЛИКТ (1929)

 

Совершенно понятно стремление китайцев вернуть КВЖД, хотя никогда до советско-китайского соглашения 1924 г. на равных правах с Россией китайская сторона дорогой не распоряжалась.

С точки зрения международного права решать вопрос о передаче дороги советской стороной Китаю надо было на основании соответствующих статей Пекинского и Мукденского договоров, ведь не менее естественным было желание СССР (как правоприемника Российской империи в этом отношении) хоть сколько-нибудь компенсировать колоссальные материальные затраты на сооружение КВЖД.

Видя стойкое нежелание нанкинских властей мирным путем решить конфликт, советское правительство пошло на вынужденную меру – объявило в ноте от 17 июля 1929 г. о разрыве дипломатических отношений с нанкинским правительством.

Все советские дипломатические, консульские и торговые представители, сотрудники администрации КВЖД были отозваны из Китая, а китайским дипломатам было предложено немедленно покинуть пределы СССР.

Также было принято решение прекратить всякую железнодорожную связь между Китаем и СССР.

В то же время союзное правительство заявляло, что оставляет за собой все права, вытекающие из Пекинского и Мукденского соглашений 1924 г.

Одним из первых попыталось вмешаться в советско-китайскую борьбу за КВЖД фрацузское правительство.

Так, уже 19 июля 1929 г. французский министр А. Бриан предложил полпреду СССР В.С. Довгалевскому посредничество Франции для урегулирования советско-китайского конфликта.

Такое же предложение передал Карахану французский посол в Москве Эрбетт 21 июля.

Однако советское правительство было категорически против участия в разрешении конфликта третьих стран.

Но, не желая обострять и так не простые отношения с Францией, НКИД вышел из положения, отказавшись от переговоров с Китаем при посредничестве парижских дипломатов, “ввиду отказа китайских властей восстановить нарушенную ими правовую базу, представляющую необходимую предпосылку для соглашения согласно ноте советского правительства от 13 июля”.

Не остались в стороне и США. 25 июля американский госсекретарь Г.Л. Стимсон обратился к правительствам Англии, Франции, Италии, Японии и Германии с меморандумом, излагавшим план коллективного вмешательства этих держав в конфликт на КВЖД.

Он предложил создать согласительную комиссию из представителей 6 великих держав с возложением на нее задачи изучить суть советско-китайского конфликта и выработать программу его урегулирования. Англия, Италия и Франция поддержали предложения правительства США. Япония и Германия отказались участвовать в намечаемых коллективных действиях.

В конце лета 1929 г. советско-китайские отношения обострились до предела и были поставлены на грань войны.

Несмотря на продолжительные попытки советской стороны уладить возникшие проблемы мирным путем, только военное вмешательство СССР позволило в конце концов разрешить конфликт.

Китайский историк Сон До Чжин утверждает, что СССР пошел на силовой вариант разрешения проблемы КВЖД из-за “желания наказать Чан Кайши за его антикоммунизм и антисоветизм”.

Анализ дипломатических документов показывает, что СССР все же пытался на самом деле найти мирные средства для урегулирования конфликта. Главным для СССР было стремление сохранить и упрочить международный авторитет, восстановить деятельность КВЖД на принципах Пекинского и Мукденского соглашений, прекратить преследования советских граждан в Маньчжурии и военные выступления белогвардейских отрядов на советско-китайской границе.

Только в 20-х числах ноября, когда китайская армия в Маньчжурии совсем утратила боеспособность, Нанкин, не получив конкретной поддержки Запада, вынужден был просить мира.

21 ноября сотрудники советского генконсульства в Харбине (Кокорин и Нечаев) были привезены китайскими властями на ст. Пограничная.

Цай Юньшэн передал через них официальное заявление о полученных им от мукденских и нанкинских властей полномочиях для немедленного открытия переговоров по урегулированию конфликта.

На следующий день агент НКИД в Хабаровске А. Симановский передал через Кокорина, вернувшегося в Харбин, письменный ответ с предварительными условиями советской стороны, при немедленном выполнении которых СССР был готов участвовать в советско-китайской конференции по урегулированию ситуации на КВЖД.

Условия были прежние – изложенные в нотах советского правительства от 13 июля и 29 августа: официальное согласие китайской стороны на восстановление существовавшего до конфликта положения на КВЖД; немедленное восстановление в правах Управляющего и помощника, назначенных советской стороной; освобождение советских граждан.

27 ноября Чжан Сюэлян прислал в Москву телеграмму о “своем принципиальном согласии” с этими условиями .

Правда, 26 ноября представитель нанкинского правительства в Лиге Наций пытался поднять вопрос об “агрессии” СССР, однако поддержки не получил.

Даже представитель Англии, в целом занимавший враждебную СССР позицию, высказался против вынесения этого предложения на рассмотрение Лиги Наций .

29 ноября правительство Чан Кайши, пытаясь сорвать переговоры Чжан Сюэляна с советскими представителями, внесло новое предложение – создать “смешанную комиссию” по расследованию обстоятельств конфликта с председателем – “гражданином нейтральной страны”.

Эта попытка была предпринята Чан Кайши в надежде добиться участия в советско-китайских переговорах представителей западных держав, но оказалась неудачной.