Новосибирская областная общественная организация ветеранов-пенсионеров войны, труда, военной службы и правоохранительных органов (Областной совет ветеранов)

Общественно-информационный портал
17 мая 2021 Просмотров: 164 Комментарии: 0
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Размер шрифта: AAAA

НЕ ПОГАСНЕТ СВЕТ В ДУШЕ УЧИТЕЛЯ. ЖИЗНЬ И СУДЬБА ТАТЬЯНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ ШВЫДКОЙ, УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Кожурлинская средняя школа» Убинского района Новосибирской области

Сочинение

«Мы помним…»,

посвящённое 50-летию образования Новосибирской областной ветеранской организации

Автор:

Юлия Апарина ,

ученица 11 класса МКОУ «Кожурлинская средняя школа».

Руководитель: Наталья Александровна Билалова, учитель русского языка и литературы.

Помните учителя!
Много ему надо ли?
Весточку, улыбку,
передать «привет»…

Годы ему в волосы
серебром нападали,
Но в душе учителя
не погаснет свет.

 

«Утро. Открываю глаза. О Боже, мне сегодня исполняется 90 лет! Вновь закрываю глаза – и мысленно проносится вся моя жизнь. Детство, война, школа…, дети и опять школа, школа…»,- так начинает свой рассказ Татьяна Алексеевна Швыдкая, ветеран педагогического труда с 45 -летним трудовым стажем. «Вот только что ушли три Вали и Галя, – продолжает она. – Приходили поздравить меня». Смеётся. «Представляете, это ведь мои ученицы, первый мой выпуск в Кожурлинской школе, а им уже самим под семьдесят лет, – вздыхает она. – Самое интересное, что в классе было семь Валь и шесть Галь на сорок учеников, попробуй разберись, где кто».

Передо мной сидит женщина, волосы по-прежнему собраны в пучок. Я представляю, как  много лет назад, она входит с такой причёской в класс, строгая и серьезная, попробуй иначе, ведь в классе сорок ребят. Мне кажется, у неё нет возраста.

Татьяна Алексеевна Швыдкая 

Нехитрый её рассказ о своей жизни вызывал и слёзы, и улыбку. 90 лет – какая долгая жизнь, и всё, о чём она говорила, связано со школой.  А как же иначе, 45 лет она проработала в  школе (с 1950 до 1995 годы). В трудовой книжке всего 2 страницы: принята учительницей 29 августа 1950 года и уволена по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по возрасту 10 ноября 1995 года). Но до сих пор интересуется жизнью школы, приходит на школьные мероприятия.

Самое тяжёлое время (даже не хотела говорить об этом) – военные годы.  Когда началась война, Татьяне Алексеевне исполнилось только 10 лет (родилась она 14 апреля 1931 года). В семье 10 детей, она в серединке.   Про игры, куклы забыли – некогда было. Приходилось помогать матери и на собственном огороде, и в доме, и даже в поле. «Ртов было много, есть всегда хотелось.  Нужно было вырастить урожай для семьи, но и сдать норму для фронта. Потом отец ушел на фронт – стало еще тяжелее. Мать едет в поле на работы на целый день, но и все дети с ней. Меня брали нянькой с грудным ребёнком, пока мама работала, я следила за младшим.  Сестры постарше – так они и  работали наравне со взрослыми, – дрожащим от волнения голосом продолжает она вспоминать. – Когда я стала постарше, нас тоже стали привлекать к работам: собирали колоски на полях, садили картошку, собирали лекарственные травы, березовые почки, вязали и шили подарки солдатам – всего и не упомнишь. Несмотря на это, мы продолжали учиться.  Окончив Александро-Невскую семилетнюю школу в  Убинском районе, мы с подружкой поехали в районный центр и поступили в единственную в районе среднюю школу – «Убинскую среднюю школу № 1». За труд в военные годы Татьяне Алексеевне присвоено звание «Труженик тыла». 

– Ой, это самая больная тема!  – воскликнула Татьяна Алексеевна на вопрос о послевоенных  годах и времени учёбы.

«Дома было легче. Жили на квартире у старика. Ночью он кричит: «Шахта!». Мы вскакиваем и несёмся на вокзал. Там стоят вагоны с углём. Мы, девчонки, лезем на вагон, скидываем уголь, грузим на сани и домой. А он днём этот уголь продает. Представляете (улыбается она), какие мы шли утром на занятия. Подружка не выдержала и бросила школу.

Нам, приезжим из других сёл, в школе давали паёк – 200 граммов хлеба на день. Так даже из этого кусочка мы умудрялись оставлять помаленьку и возили домой раз в неделю. Класс был небольшой – всего 11 человек со всего района». Погрузившись в воспоминания, она перечисляет   фамилии одноклассников: «Генка Мельников, Иван Булгарин, Генка Богатырёв…» (через столько лет она помнит их имена, наверное, потому, что вместе многое пришлось пережить).  

В 1950 году после окончания средней школы Татьяна Алексеевна поступает на краткосрочные курсы в педагогическое училище учителем начальных классов и сразу же после школы 29 августа 1950 года начинается её педагогическая деятельность. Молодой учительнице 19 лет, только что сама получила аттестат зрелости. Убинским районо отправляется учительницей начальных классов в Каменскую начальную школу. Приходится учиться и работать. «Какой авторитет был у учителя! – с гордостью говорит собеседница. – Жила на квартире, так хозяйка, истопив баню, никому не разрешала мыться, пока Татьянушка (так называла меня хозяйка) не помоется», – смеется она.  И смешные случаи вспомнила: «Однажды на пении пели песню «Дан приказ ему на запад…», а девочка подходит ко мне и говорит так тихо: «Татьяна Алексеевна, вы не кричите, а пойте». А девочка моложе меня на два-три года».

Т. А. Швыдкая (справа) с подругой,

июль 1955 года

В 1951 году поступила в Куйбышевский государственный учительский институт Новосибирской области по специальности русский язык и литература и 1954 году окончила его.  Учительский институт давал право работать в семилетней школе.  С января 1953 года переведена учителем уже русского языка и литературы в Колмаковскую семилетнюю школу, а в сентябре перевели в семилетнюю школу Кожурлинского совхоза 276 ферма № 1.  В этой школе была нехватка учителей, поэтому решение о месте работы принимало районо и переводило учителей туда, куда было необходимо. За высокие  показатели в обучении и воспитании детей, за активное участие в жизни села неоднократно награждалась Почётными грамотами областным комитетом профсоюза работников просвещения, областным отделом народного образования.

В 1956 году написала заявление в партию. «Я, как и большинство моих сверстников, в то время искренне желали быть в первых рядах строителей коммунизма». С такой жизненной позицией  и работала Татьяна Алексеевна с полной отдачей себя.  

Т.А. Швыдкая  (нижний ряд: вторая справа) 1956 год с 5 классом в школе Кожурлинской фермы № 1

И только с 1962-1963 учебного года началась трудовая жизнь в Кожурлинской семилетке, куда она была переведена опять же Убинским районо. И уже 1965 году награждается Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся.

Жизнь идёт своим чередом: школа, собрания, педсоветы, а вечером тетради и подготовка к уроку. Трое детей почти не видят её. Татьяна Алексеевна живёт школой, кроме уроков, она занимается с детьми самодеятельностью, после уроков ставят спектакли, а потом выступают с ними перед колхозниками. А также много другой работы у учителя, всего и не перечислишь.  Как лучший работник, добившийся наиболее высоких показателей, она награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года» – ведомственным знаком отличия в труде. С 1978 года присвоено звание «Ветеран труда».

Трудовые будни

Трудились наши учителя не только в школе, но и в поле, на школьных огородах, на фермах.  Руководили  производственными бригадами по сбору урожая в колхозе, разведению свиней, помощи в дойке колхозного стада. Страна нуждалась в продовольствии, и  нужно было помогать колхозу.  Среди классов устраивались соревнования по вкладу в Продовольственную компанию. В школе был оформлен стенд «Продовольственная компания и мы», где рядом с общесоюзными цифрами записаны итоги вклада  в общесоюзную программу. Сколько труда приходилось вложить учителю, чтобы детям привить любовь к труду, воспитать ответственным за свои поступки, сознательной дисциплины,  ответственность перед родиной.

Семь выпусков прошло через её сердце, и каждый она вспоминает с чувством лёгкой грусти. Прощаясь с собеседницей, я понимаю, что во все времена звание «учитель» считалось почетным, его труд был творческим, самоотверженным.

Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя были носителями знаний, которые они передавали следующим поколениям. Задача учителя в обществе не изменилась и сейчас. Он так же, как и пятьдесят лет назад, должен нести ученикам знания, воспитывать их сознательными, благополучными, трудолюбивыми членами общества. В жизни каждого учителя есть свой учитель, на которого хочется равняться, брать с него пример. Большое счастье – встретить такого педагога. Учителя с большой буквы живут в мыслях своих учеников, их помнят всю жизнь.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *