Борьба за цену: рамки экономические, моральные и эстетические
15 ноября на площадке новосибирского Экспоцентра в ходе форума «Дни ритейла в Сибири» прошел круглый стол «Обновление бизнес-процессов в новой потребительской реальности».
По России новая реальность распределена неравномерно и имеет разную степень «вызревания». Например, по наблюдениям Ильи Сухарева, владельца бренда «Фермер-Центр» реалии Владивостока – это Новосибирск 8-12 лет назад – там ещё практически нет ритейлеров-федералов. Потому бизнес-процессы и менталитет топ-менеджеров – очень вариативная тема – не константа, а переменная.
Впрочем, есть и достаточно солидарные процессы – в той или иной степени типичные для всей Сибири и всей России. Один из них – развитие хард-дискаунтеров. Некоторым участникам рынка рост хард-дискаунтеров внушает опасения. По их мнению, жесткий дискаунтер подсознательно фиксирует потребителя на «привычке к бедности» и способствует стагнации объемов потребления. Впрочем, реально эту стагнацию обуславливает инфляция – так возражают реалисты. Константин Локтев, исполнительный директор компании Nelsen IQ, будучи реалистом, сетует именно на это: по его обобщенным наблюдениям 33% топ-менеджеров обеспокоены невозможностью долгосрочного потребительского планирования. Рост спроса – ожидаемое явление, но оценки этого роста весьма сдержанные – чуть выше уровня инфляции или вровень к нему. Довольно зримые надежды ритейлеры возлагают на развитие собственных торговых марок (СТМ). Это понятие постепенно дрейфует в средний ценовой сегмент: СТМ уже не ассоциируются лишь эконом-товарами, облаченными в самую скромную упаковку с сугубо номинативным дизайном. Для СТМ сейчас более характерен рост вложений в товарный образ, в упаковку и подачу. В деталях целеполагание различно: индустрия стремится в средний и премиум-сегмент, а для розницы более приоритетны средний сегмент и эконом-сегмент.
Однако и тут выбор путей у разных операторов свой, личный. Так, кемеровчанин Сергей Вилков, директор нескольких розничных сетей с своей области (Spar, «Хороший выбор», «Бегемот») в качестве примера показал кейс дизайнерской упаковки для молочной СТМ – ничего специфически «бедняцкого» её эстетика не содержит. СТМ сети «Хороший выбор» изначально задумывались им для среднего сегмента, планов «идти вниз» не было вовсе.
Юрий Никитин, директор алтайской сети «Аникс» призвал не абсолютизировать магию СТМ – не то что бы в полемике с Сергеем Вилковым, а транслируя личный взгляд на предмет.
Ярослав Шиллер, директор Восточно-Сибирского дивизиона X5 Group тоже против абсолютизации: СТМ – это отнюдь не низкая цена любым способом. СТМ – это качество, которое «лучше упаковки». Многократно превосходить свою товарную подачу по функционалу, качеству и эмоциональному «эху» в душе потребителя – нормальные черты нормальной, правильно сделанной СТМ. И, Разумеется, это не означает, что дизайн товара должен быть угрюмым.
Избавление от клише угрюмости и безликости – еще и тренд развития хард-дискаунтеров. Если первые образцы формата выглядели очень сурово и даже устрашающе, то сейчас и у дискаунтеров появилась собственная эстетика, более структурированная визуализация, началась работа с цвето-текстурным спектром оборудования и интерьера. В виде такого примера упомянута управляемая Ярославом Шиллером сеть «Чижик» – один из главных ньюс-мейкеров новосибирского фуд-ритейла в 2023-м.
Омский ритейлер и девелопер, Виктор Шкуренко, развивающий сеть продуктовых дискаунтеров «Низкоцен», убежден, что формат хард-дискаунтера приобретает реальную экономическую эффективность, когда торговых точек в сети не три, не пять и даже не десять, а несколько десятков. А лучше – сотен. И практика дистрибуции, находящаяся в тех же самых руках – тоже содействующий фактор.
А до этой отметки – дискаунтер – сугубо демонстрационный проект, убыточность которого придется покрывать за счет каких-то других форматов в холдинге или группе, – пояснил свою позицию Виктор Шкуренко. – Пока самый успешный дискаунтер Сибири – «Светофор». А успехи «Чижика» у нас можно будет оценивать лет через пять.
Словом, цена – главный предмет управленческой рефлексии. Но сам деятельный ряд этой рефлексии весь разнообразен.
Половина производителей в ближайшие три месяца панирует повышение цен. А промо-активность, хоть и снижается в общем, тем не менее теснит собой обычные скидки. Стратегия повседневных низких цен – тоже реалия, идущая на смену скидкам. Парадоксальным является тот факт, что повышение цен и борьба за эффективность промо – сосуществующие, параллельные практики в арсенале одних и тех же операторов.