Годы партийной и советской работы
В 1963 году я поступил учится в Новосибирский радиотехнический техникум на базе среднего образования. В 1965 году секретарь партийного бюро техникума предложил мне и еще одному студенту вступить в ряды Коммунистической партии. За всю историю техникума, впервые студентов принимали в партию. Я конечно принял это предложение и меня приняли сначала кандидатом, а после окончания кандидатского стажа в 1966 году приняли в члены КПСС.
Вот с 1966 года и началась моя партийная работа. Главным моим партийным поручением была работа в комсомоле. В 1966 году по распределению был направлен на работу в НИИ электронный приборов. Меня избрали членом комитета ВЛКСМ института, а через некоторое время избрали освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ института. В июне 1973 года меня пригласили на работу в Новосибирский горком ВЛКСМ на должность заведующего организационным отделом, а в сентябре 1973 года меня избрали первым секретарем Центрального РК ВЛКСМ, где я проработал до февраля 1977 года. В феврале 1977 года меня пригласили в Новосибирский областной комитет КПСС и предложили перейти на работу в аппарат обкома КПСС. Я принял это предложение и меня приняли на работу в отдел легкой, пищевой промышленности и торговли обкома КПСС — инструктором этого отдела. Вот с этого времени и началась моя настоящая партийная работа. Мне было поручено курировать (осуществлять партийный контроль) работу пищевых предприятий Новосибирской области. Что из себя представляла пищевая отрасль промышленности Новосибирской области? Это объединение молочной промышленности, в составе которого было более 30 молочных предприятий, расположенных в каждом районе области. Это объединение мясной промышленности, в которой трудилось 10 мясокомбинатов. Это объединение рыбной промышленности, в которую входили рыбзаводы, занимающиеся ловлей местной рыбы на озерах области и Новосибирском водохранилище, а также ее переработкой на своих предприятиях. Это управление пищевой промышленности, в которую входили пищекомбинаты, расположенные в районах области. Это Кондитерский комбинат, Пиввинкомбинат, три крупных молочных комбината по производству сухого молока, расположенные один в городе Куйбышеве и по одному предприятию в Купинском и Карасукском районах, они подчинялись Министерству мясомолочной промышленности СССР. Всего в моем партийном ведении было более 100 предприятий, расположенных как в городе Новосибирске, так и во всех районах области. Эти данные я привожу, чтобы показать какая работа мне предстояла по партийной линии. А что такое курировать работу предприятий? Это осуществлять партийный контроль за их работой. А чтобы успешно это делать, необходимо было владеть обстановкой на этих предприятиях, регулярно посещать предприятия (ездить в командировки), встречаться с трудовыми коллективами, секретарями первичных партийных организаций и руководителями предприятий. Приходилось постоянно вникать в их проблемы, а порой и помогать в решении этих проблем.
В 1980 году бюро обкома КПСС направило меня на учебу в Новосибирскую высшую партийную школу, где я учился в течении двух лет. Учеба в школе давала очень широкие знания по партийному строительству, философии, истории, экономике промышленности и сельского хозяйства. В школе мы досконально изучали произведения В.И Ленина. И не просто изучали, а очень подробно разбирали на семинарах. При школе была военная кафедра, где из нас готовили политработников. После окончания школы мне присвоили звание капитана, а в военкомате мне определили военную должность заместителя командира полка по политической и воспитательной работе. Таким образом в случае войны мы были готовые политработники и нас сразу же призвали бы в войска. В 1982 году я с отличием закончил Высшую партийную школу.
После окончания школы меня приняли в аппарат Новосибирского обкома КПСС и поручили мне снова курировать работу, уже знакомых мне, пищевых предприятий. Конечно работа это мне была знакома и я хорошо знал все пищевые предприятия.
Чтобы показать мою работу я приведу несколько эпизодов из моей партийной деятельности на этом участке.
На Новосибирском мясоконсервном комбинате, который начинал свою историю с 1915 года, были капитально изношены основные производственные мощности убойного производства и его коммуникации. Обком КПСС совместно с Новосибирским облисполкомом обратились в Министерство мясомолочной промышленности РСФСР с просьбой о новом строительстве убойного производства на Новосибирском мясоконсервном комбинате со всеми коммуникациями и очистными сооружениями. Министерство откликнулось на наше предложение и выделило необходимые средства. Была подготовлена соответствующая документация, проект строительства. И началась большая стройка на комбинате. Строительство было поручено тресту №30. Необходимо отметить, что в то время объектов у этого треста было много и он не справлялся со строительством производственных объектов на мясоконсервном комбинате, сроки постоянно срывались. А объект был очень важным для области. Я очень внимательно следил за этой стройкой и видя, что стройка затягивается на неопределенное время, я вынужден был подготовить обстоятельную записку на бюро обкома КПСС, в которой очень подробно изложил об этом. Бюро обкома КПСС оперативно рассмотрело этот вопрос. Руководители строительного треста были наказаны по партийной линии. Решением бюро обкома КПСС было установлен жесткий контроль за сроками строительства, а контролировать работу строителей поручили первому секретарю Новосибирского горкома КПСС Казареву В.В. И вот уже после такого жесткого решения строительство пошло уже «веселей». Я еженедельно с Казарезовым В.В. выезжал на планерки строителей, проводимых на мясокомбинате. Присутствие Казарезова В.В и его постоянный контроль за строительством дали положительные результаты. Сроки строительства стали выдерживаться. И в конце концов этот объект был успешно сдан. И необходимо отметить, что в составе этого производственного объекты были сданы и очистные сооружения, которые стали проводить полную очистку всех производственных стоков комбината и уже чистые воды направлялись в очистные сооружения города. А ранее все эти стоки сбрасывались в реку Обь без очистки. Это говорит о том, как для города и области важно было построить этот объект. И вот согласно такому партийному контролю и был вовремя сдан этот производственный объект. И конечно уже на новых производственных площадях убойного цеха значительно возросла производительность труда и объемы по забою животных. А ранее этот участок был узким звеном в этом технологическом процессе и сдерживал все производство. Животных приходилось выдерживать долго на предубойной базе, где они теряли значительно в весе.
Хочу привести и другой пример моей работы, партийного контроля.
В восьмидесятые годы в Новосибирске стало остро ощущаться дефицит производственных мощностей по производству молочной продукции для города. Основным поставщиком этой продукции был Кировский молочный комбинат. Мощности этого предприятия были ограничены, оборудование изношено. И остановить это предприятие даже на короткое время было невозможно.
И обком КПСС совместно с Новосибирским облисполкомом обратились в Министерство мясомолочной промышленности РСФСР с просьбой о строительстве в Новосибирске еще одного молочного предприятия. Эта просьба была министерством принята. Министерство выделило необходимые средства на проектирование и строительство этого предприятия. Площадку для строительства нового молочного предприятия выбрали в Дзержинском районе на ул. Островского. Но на этом месте был частный жилой сектор и предстояло его снести, а жильцам выделить новые квартиры. В проекте было предусмотрен снос жилья и для этого министерство выделяло необходимые средства. Для сноса частного сектора министерство выделяло деньги Новосибирскому горисполкому. В то время в городе строительством жилья и сносом частного сектора занимался только горисполком. И здесь начались непредвиденные обстоятельства. Горисполком получал от министерства средства в полном объеме. Но по причине того, что город из года в год не осваивал средства на строительстве жилья, то и на снос частного сектора для освобождения площадки жилье выделялось не в полном объеме. И освобождение площадки затянулось. В это время Министр мясомолочной промышленности РСФСР лично позвонил первому секретарю обкома КПСС Филатову А.П. и предупредил, что по вине области и города затягивается освобождение площадки под строительство нового молочного предприятия и министерство прекращает финансирование этого объекта и замораживает его строительство. Филатов А.П. поручил мне подготовить обстоятельную записку на бюро обкома КПСС по сложившейся обстановке. Такую записку я подготовил и бюро обкома партии в экстренном порядке ее рассмотрело.
На бюро обкома партии было строго указано Председателю Новосибирского горисполкома Севостьянову А.П. на недопустимость срыва сроков освобождения площадки под строительство молочного предприятия. Севостьянову А.П. было поручено в срочном порядке освободить площадку и его назначили ответственным за эту работу. Вот после этого решения бюро обкома партии, работы по подготовке площадки были существенно активизированы и горисполком в срочном порядке выделил необходимое жилье для сноса. Это еще один пример партийного контроля.
Площадка была освобождена и строительство молочного предприятия было поручено строительному тресту №30. Шефство над строительством этого предприятия осуществлял первый секретарь Новосибирского горкома КПСС Казарезов В.В. Я еженедельно с Казарезовым В.В. присутствовал на строительных планерках и о ходе строительства этого предприятия регулярно докладывал секретарям обкома КПСС. В этом и есть партийный контроль, которым я и занимался и благодаря такому контролю объект был сдан в срок и с хорошим качеством. Это предприятие в дальнейшем обеспечивало горожан качественной молочной продукцией. К сожалению в лихие годы приватизации это великолепное предприятие было приватизировано бездарными людьми и в дальнейшем оно прекратило свое существование.
В 1988 году в Новосибирском облисполкоме было создано Главное планово-экономической управление. И в январе 1989 года меня пригласил на работу в это управление В.А. Толоконский. Он тогда занимал должность заместителя начальника управления. Он предложил мне должность начальника отдела товаров народного потребления и я согласился перейти на эту работу.
В это время решением бюро обкома КПСС и Новосибирским облисполкомом в области была разработана широкая программа по производству товаров народного потребления. К этой программе были привлечены все предприятия нашей области, независимости от их подчиненности и производств, которыми они занимались. Я подчеркиваю — именно все предприятия, в том числе и оборонного комплекса. Предприятия области со своими вышестоящими органами готовили предложения по производству товаров народного потребления, определяли ресурсы и финансы по развертыванию производства товаров народного потребления. И уже подготовленные предложения, обеспеченные и ресурсами и финансами, предприятия области передавали в областную программу. Программа была утверждена бюро обкома КПСС и Новосибирским облисполкомом. Эта была очень серьезная программа. И вот осуществлять контроль за выполнением этой программы и было поручено мне.
Необходимо отметить, что все предприятия очень серьезно относились к выполнению планов по производству товаров народного потребления. Вышестоящие органы (министерства, главки и т.д) устанавливали своим предприятиям очень жесткие планы производства товаров народного потребления, выделяли им ресурсы и финансы в полном объеме и очень жестко спрашивали за их выполнение. А для того чтобы отчитаться за выполнением этих планов предприятиям необходимо было получить добро в нашем управлении. И при этом необходимо отметить, что руководители предприятий за выполнение планов производства товаров народного потребления получали, от своих вышестоящих органов, очень солидные премии и награды, а за не выполнение с них очень строго спрашивали.
Эта программа довольно успешно действовала. В области значительно возросли объемы выпуска товаров народного потребления. А мы со своей стороны всячески поддерживали предприятия и работали с ними не только по выполнению планов, но и по расширению ассортимента выпускаемой ими продукции. Но к сожалению с развалом Советского союза многие министерства прекратили свою деятельность, нарушились производственные связи по поставкам сырья и комплектующих, не хватало финансовых средств. Программа производства товаров народного потребления затрещала по швам и со временем прекратила свое существование. Я перешел на работу в Мэрию Новосибирска в комитет «Новосибирскгорресурс». В этом комитете я стал заниматься поставками различной парфюмерной и косметической продукции (зубные пасты, туалетное и хозяйственное мыло, крема, шампуни и т. д.) в торговую сеть города.
Ну, это уже другая история.
Краснов Г.В., заместитель председателя совета ветеранов Центрального района города Новосибирска