К 50-ЛЕТИЮ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ВЕТЕРАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. НЕ ПОГАСНЕТ СВЕТ В ДУШЕ УЧИТЕЛЯ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Кожурлинская средняя школа» Убинского района Новосибирской области
Сочинение
«Мы помним…»,
посвящённое 50-летию образования Новосибирской областной ветеранской организации
Автор:
Юлия Апарина ,
ученица 11 класса МКОУ «Кожурлинская средняя школа».
Руководитель: Наталья Александровна Билалова, учитель русского языка и литературы.
Помните учителя!
Много ему надо ли?
Весточку, улыбку,
передать «привет»…
Годы ему в волосы
серебром нападали,
Но в душе учителя
не погаснет свет.
«Утро. Открываю глаза. О Боже, мне сегодня исполняется 90 лет! Вновь закрываю глаза – и мысленно проносится вся моя жизнь. Детство, война, школа…, дети и опять школа, школа…»,- так начинает свой рассказ Татьяна Алексеевна Швыдкая, ветеран педагогического труда с 45 -летним трудовым стажем. «Вот только что ушли три Вали и Галя, – продолжает она. – Приходили поздравить меня». Смеётся. «Представляете, это ведь мои ученицы, первый мой выпуск в Кожурлинской школе, а им уже самим под семьдесят лет, – вздыхает она. – Самое интересное, что в классе было семь Валь и шесть Галь на сорок учеников, попробуй разберись, где кто».
Передо мной сидит женщина, волосы по-прежнему собраны в пучок. Я представляю, как много лет назад, она входит с такой причёской в класс, строгая и серьезная, попробуй иначе, ведь в классе сорок ребят. Мне кажется, у неё нет возраста.
Татьяна Алексеевна Швыдкая |
Нехитрый её рассказ о своей жизни вызывал и слёзы, и улыбку. 90 лет – какая долгая жизнь, и всё, о чём она говорила, связано со школой. А как же иначе, 45 лет она проработала в школе (с 1950 до 1995 годы). В трудовой книжке всего 2 страницы: принята учительницей 29 августа 1950 года и уволена по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по возрасту 10 ноября 1995 года). Но до сих пор интересуется жизнью школы, приходит на школьные мероприятия.
Самое тяжёлое время (даже не хотела говорить об этом) – военные годы. Когда началась война, Татьяне Алексеевне исполнилось только 10 лет (родилась она 14 апреля 1931 года). В семье 10 детей, она в серединке. Про игры, куклы забыли – некогда было. Приходилось помогать матери и на собственном огороде, и в доме, и даже в поле. «Ртов было много, есть всегда хотелось. Нужно было вырастить урожай для семьи, но и сдать норму для фронта. Потом отец ушел на фронт – стало еще тяжелее. Мать едет в поле на работы на целый день, но и все дети с ней. Меня брали нянькой с грудным ребёнком, пока мама работала, я следила за младшим. Сестры постарше – так они и работали наравне со взрослыми, – дрожащим от волнения голосом продолжает она вспоминать. – Когда я стала постарше, нас тоже стали привлекать к работам: собирали колоски на полях, садили картошку, собирали лекарственные травы, березовые почки, вязали и шили подарки солдатам – всего и не упомнишь. Несмотря на это, мы продолжали учиться. Окончив Александро-Невскую семилетнюю школу в Убинском районе, мы с подружкой поехали в районный центр и поступили в единственную в районе среднюю школу – «Убинскую среднюю школу № 1». За труд в военные годы Татьяне Алексеевне присвоено звание «Труженик тыла».
– Ой, это самая больная тема! – воскликнула Татьяна Алексеевна на вопрос о послевоенных годах и времени учёбы.
«Дома было легче. Жили на квартире у старика. Ночью он кричит: «Шахта!». Мы вскакиваем и несёмся на вокзал. Там стоят вагоны с углём. Мы, девчонки, лезем на вагон, скидываем уголь, грузим на сани и домой. А он днём этот уголь продает. Представляете (улыбается она), какие мы шли утром на занятия. Подружка не выдержала и бросила школу.
Нам, приезжим из других сёл, в школе давали паёк – 200 граммов хлеба на день. Так даже из этого кусочка мы умудрялись оставлять помаленьку и возили домой раз в неделю. Класс был небольшой – всего 11 человек со всего района». Погрузившись в воспоминания, она перечисляет фамилии одноклассников: «Генка Мельников, Иван Булгарин, Генка Богатырёв…» (через столько лет она помнит их имена, наверное, потому, что вместе многое пришлось пережить).
В 1950 году после окончания средней школы Татьяна Алексеевна поступает на краткосрочные курсы в педагогическое училище учителем начальных классов и сразу же после школы 29 августа 1950 года начинается её педагогическая деятельность. Молодой учительнице 19 лет, только что сама получила аттестат зрелости. Убинским районо отправляется учительницей начальных классов в Каменскую начальную школу. Приходится учиться и работать. «Какой авторитет был у учителя! – с гордостью говорит собеседница. – Жила на квартире, так хозяйка, истопив баню, никому не разрешала мыться, пока Татьянушка (так называла меня хозяйка) не помоется», – смеется она. И смешные случаи вспомнила: «Однажды на пении пели песню «Дан приказ ему на запад…», а девочка подходит ко мне и говорит так тихо: «Татьяна Алексеевна, вы не кричите, а пойте». А девочка моложе меня на два-три года».
Т. А. Швыдкая (справа) с подругой, июль 1955 года |
В 1951 году поступила в Куйбышевский государственный учительский институт Новосибирской области по специальности русский язык и литература и 1954 году окончила его. Учительский институт давал право работать в семилетней школе. С января 1953 года переведена учителем уже русского языка и литературы в Колмаковскую семилетнюю школу, а в сентябре перевели в семилетнюю школу Кожурлинского совхоза 276 ферма № 1. В этой школе была нехватка учителей, поэтому решение о месте работы принимало районо и переводило учителей туда, куда было необходимо. За высокие показатели в обучении и воспитании детей, за активное участие в жизни села неоднократно награждалась Почётными грамотами областным комитетом профсоюза работников просвещения, областным отделом народного образования.
В 1956 году написала заявление в партию. «Я, как и большинство моих сверстников, в то время искренне желали быть в первых рядах строителей коммунизма». С такой жизненной позицией и работала Татьяна Алексеевна с полной отдачей себя.
Жизнь идёт своим чередом: школа, собрания, педсоветы, а вечером тетради и подготовка к уроку. Трое детей почти не видят её. Татьяна Алексеевна живёт школой, кроме уроков, она занимается с детьми самодеятельностью, после уроков ставят спектакли, а потом выступают с ними перед колхозниками. А также много другой работы у учителя, всего и не перечислишь. Как лучший работник, добившийся наиболее высоких показателей, она награждена знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года» – ведомственным знаком отличия в труде. С 1978 года присвоено звание «Ветеран труда».И только с 1962-1963 учебного года началась трудовая жизнь в Кожурлинской семилетке, куда она была переведена опять же Убинским районо. И уже 1965 году награждается Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся.
Трудовые будни |
Трудились наши учителя не только в школе, но и в поле, на школьных огородах, на фермах. Руководили производственными бригадами по сбору урожая в колхозе, разведению свиней, помощи в дойке колхозного стада. Страна нуждалась в продовольствии, и нужно было помогать колхозу. Среди классов устраивались соревнования по вкладу в Продовольственную компанию. В школе был оформлен стенд «Продовольственная компания и мы», где рядом с общесоюзными цифрами записаны итоги вклада в общесоюзную программу. Сколько труда приходилось вложить учителю, чтобы детям привить любовь к труду, воспитать ответственным за свои поступки, сознательной дисциплины, ответственность перед родиной.
Семь выпусков прошло через её сердце, и каждый она вспоминает с чувством лёгкой грусти. Прощаясь с собеседницей, я понимаю, что во все времена звание «учитель» считалось почетным, его труд был творческим, самоотверженным.
Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя были носителями знаний, которые они передавали следующим поколениям. Задача учителя в обществе не изменилась и сейчас. Он так же, как и пятьдесят лет назад, должен нести ученикам знания, воспитывать их сознательными, благополучными, трудолюбивыми членами общества. В жизни каждого учителя есть свой учитель, на которого хочется равняться, брать с него пример. Большое счастье – встретить такого педагога. Учителя с большой буквы живут в мыслях своих учеников, их помнят всю жизнь.