На сколько продукты в дискаунтерах дешевле, чем в обычных магазинах
На российском рынке последние пять лет активно развиваются дискаунтеры. Это формат ритейла, когда на полках стоит ограниченное количество товаров, а цены на первый взгляд кажутся более низкими, чем в других магазинах.
Сравнили цены на базовые продукты в двух супермаркетах и трех магазинах низких цен и рассказываем, на чем экономят дискаунтеры, чтобы добиться низких цен.
Дискаунтеры — это магазины, которые продают товары по ценам ниже, чем в обычных супермаркетах. Ритейл-эксперт и блогер Тихон Смирнов считает, что магазины такого типа — самый перспективный формат на рынке сегодняшней России. Такой поворот, конечно, связан с падающими реальными доходами граждан.
Если ранее целевой аудиторией дискаунтеров считались люди с низкими доходами, то сегодня там закупаются и граждане со средними доходами. С начала 2023 года продажи в дискаунтерах выросли на 19,7%.
Дискаунтеры в России можно разделить на две группы — самостоятельные сети и части групп компаний. К первой относятся, например, «Светофор», «Победа», «Находка» и так далее. Их основная зона присутствия — регионы, но в последние годы эти сети начали открывать свои точки в столичных регионах.
Вторая группа дискаунтеров принадлежит крупным сетям:
«Чижик» — X5 Group.
«Моя цена» — «Магнит».
«365+» — «Лента».
«Да!» — «О’кей».
«Фасоль» — Metro.
Отличаются они не только собственниками, но и подходами к работе. Самостоятельные сети называют также жесткими дискаунтерами: в них низкий уровень обслуживания, выкладка товаров на паллетах, неизвестные бренды и продукция с истекающим сроком годности.
Крупные же сети — «Магнит» или X5 — стараются немного изменить правила, добавив комфорта. Но принцип остается тот же — обеспечить низкую цену за счет экономии на других аспектах продаж. Например, в «Чижике» нельзя купить сигареты. И дело тут не в лицензии. Как пишет Тихонов, продажи табака не окупали издержки на хранение, обслуживание оборудования и логистику.
На сколько в дискаунтерах дешевле
Низкие цены в дискаунтерах достигаются за счет сокращения расходов. Вот примеры:
Аренда. Такие магазины находятся, во-первых, в удаленных от центра районах, где стоимость коммерческой недвижимости ниже, а во-вторых, занимают небольшую площадь по сравнению с классическими супермаркетами. Но бывают и исключения: жесткие дискаунтеры, напротив, занимают большие площади.
Ограниченный ассортимент без раскладки. В одной категории товаров на полке будут стоять продукты 2—3 производителей, а большинство составят собственные торговые марки ритейлера (например, «Красная цена» у «Пятерочки», «Каждый день» у «Ашана»). Товары располагаются без эстетики — прямо в коробках от производителя.
Минимальное количество сотрудников. Только кассиры, товароведы и грузчики.
Большие объемы. Это актуально для больших дискаунтеров вроде «Светофора» или «Победы».
Удешевленная продукция. Производители могут делать для дискаунтера измененную продукцию. Например, передавать на реализацию упаковку печенья не 300, а 200 г, использовать более дешевое сырье — например, вместо сахара использовать его заменители.
Все эти решения как раз и позволяют сетям снизить цены на товары. Чтобы понять, на сколько конкретно, мы составили условную корзину товаров на одну неделю и сравнили ее стоимость в нескольких магазинах города Чебоксары:
«Чижик». Это дискаунтер X5 Group, которая также владеет «Пятерочкой», «Перекрестком» и «Каруселью».
«Пятерочка».
«Моя цена». Дискаунтер «Магнита», названный в честь собственной торговой марки сети.
«Магнит» у дома.
«Светофор». Самостоятельная дискаунт-сеть. В отличие от других магазинов из списка, эти дискаунтеры занимают большие площади.
Набранная нами условная корзина в городе Чебоксары дешевле всего обошлась в жестком дискаунтере «Светофор», а дороже всего — в супермаркете «Магнит». При этом по некоторым категориям во всех магазинах разница в ценах минимальна. Это так называемые товары из базовой продовольственной корзины — хлеб, молоко, мясо курицы.
В России по ним нет жестко ограниченной оценки. Инициативы появляются то в Думе, то в правительстве, а ФАС периодически пытается найти признаки сговора в повышении цен. Поэтому все торговые сети добровольно ограничивают свою наценку на некоторые продукты. Когда вы приходите в магазин, как минимум одна позиция из категории в супермаркете будет «льготной», то есть наценка ритейлера на нее не превышает 10%.
Как еще сэкономить на продуктах
Чтобы экономить больше, недостаточно закупаться в дискаунтерах. Важна также финансовая дисциплина и разумные ограничения в покупках. В отдельном материале рассказываем, как рационально экономить на продуктах, почему доставка невыгодна и как правильно ходить в магазин.